01.12.05"Извините, в пробку попал..." | Игорь ПРОСТАТОВ
Кто будет спорить с тем, что столица Татарстана за время подготовки к своему тысячелетию существенно преобразилась. Она на глазах превращается в современный, европейского уровня мегаполис. Однако вместе со всем этим наша столица обретает, к сожалению, и недостатки городов-миллионеров. Один из них - автомобильные пробки. Жители Казани уже научились планировать свое время с учетом того, что можно на неопределенное время застрять в плотном транспортном потоке. А в "отчетах" опоздавших на работу служащих шефы все чаще слышат: "Извините, в пробку попал..."
Автомобильные заторы на казанских улицах возникают обычно в утренние и вечерние часы "пик". Места их, как правило, неизменны - это улицы, связывающие центр Казани с другими районами города. Причем в некоторых местах в вечерние часы (улицы Чуйкова, Карла Маркса, перекрестки Ямашева-Адоратского и т.д.) ситуация напоминает скорее не пробки, а капитальные заглушки.
Еще каких-то полтора-два года назад казанские автомобилисты смеялись над москвичами - мол, дороги в первопрестольной широкие, а разъехаться машины не могут. Но когда дорожная ситуация в столице Татарстана стала с пугающей очевидностью повторять московскую, сами автолюбители признали, что, оказывается, не в одной ширине дорог дело.
Александр К. за рулем в общей сложности двадцать пять лет, в армии был водителем, потом перегонял из Прибалтики в Татарстан подержанные иномарки, в середине девяностых начал промышлять на своей "семерке" частным извозом.
По его мнению, у пробок несколько причин, и главная - отсутствие у водителей элементарного взаимного уважения.
- Все ездят по принципу "кто наглее, тот и прав", - эмоционально поясняет он. - Никакого чувства ответственности. Встанут двое упертых на перекрестке и начинают нервно сигналить друг другу: "Дай, я проеду!" "Нет, я проеду!" Неужто нельзя просто одному другого пропустить?
Безусловно, утрата участниками дорожного движения водительской этики - проблема очевидная. Как утверждают специалисты Госавтоинспекции, на рост числа дорожно-транспортных происшествий не только в Татарстане, но и по всей России (за последние два года - более чем на десять процентов) во многом повлияло... введение автогражданки. Раньше водитель боялся кого-то "стукнуть", опасаясь последствий в виде восстановления обеих машин, и ездил, соответственно, аккуратно. Сейчас же спокойную езду многие считают занятием неактуальным - страховые фирмы за все заплатят.
Но еще более очевидно то, что развитие транспортной инфраструктуры Казани не успевает за строительством города. Как и все другие поселения с многовековой историей, столица республики постепенно поделилась на две части. Отдельной от центра частью стали спальные и рабочие районы - Горки, "Квартала", Кировский район, Азино. В центре же сосредоточились деловые объекты - различные ведомства, офисы, учреждения, ведущие вузы. Ежедневно по утрам в центр устремляются десятки тысяч людей. Однако узкая Ленинская дамба, как показывает практика, не обладает необходимой пропускной способностью, а Кировская и третья транспортная дамбы ограничены с обеих сторон узкими перекрестками. Наполовину возведенный "Миллениум", хотя и улучшил дорожную ситуацию в районе улиц Ершова и Вишневского, в Ново-Савиновском районе проблему пробок не снял.
А ведь в Казани ежегодно получают водительские удостоверения около десяти тысяч человек. Неуклонно растет и количество самих транспортных средств. Сейчас по улицам Казани колесит более полумиллиона одних только легковушек. Но увеличивается количество не только личного транспорта. За последние несколько лет в Казани появились 114 новых автобусных маршрутов, что привело к существенному пополнению автобусного парка как муниципальных, так и частных перевозчиков. |