17.02.05Казань, которую мы не знаем | Альбина АБСАЛЯМОВА
Выставка «Казань и казанцы», приуроченная к тысячелетию города и десятилетию журнала «Казань», открылась вчера в Выставочном зале Союза Художников РТ.
Несмотря на то, что экспозиция занимает всего один небольшой по площади зал, каждому жителю и гостю города настоятельно рекомендуется с ней ознакомиться.
Во-первых, потому, что в представленных на выставке работах казанских (и не только) фотографов и художников Казань показана такой, какой ее уже почти невозможно увидеть – деревянной, одноэтажной, провинциальной. Для того, чтобы навсегда оставить в себе образ той Казани, стоит пристально вглядеться в каждую работу. Почти все они вносят свой штришок в портрет города – того города, которого, увы, уже нет.
Во-вторых, и, это, возможно, главное – работы заставляют задуматься – а что есть Казань для каждого из нас? Что мы знаем о родном городе?
Когда с картины смотрят маленькие «грузинские» домики или рвущиеся в небо «бухарские» минареты, волей-неволей задумываешь о том, насколько внимательны мы к родному городу. Насколько знакомы мы не только с его закоулками и потайными уголками, но и с центральными улицами, с теми местами, в которых живем, с теми дорогами, которыми ходим каждый день. Знаем ли мы, где в Казани есть такая мечеть в розовых тонах, как, например, на работе художника Кубарева? Где такой разноцветный веселый домик, как на картине Владимира Гурьянова? Были ли в нашей жизни такие пронзительные синие феврали, какие были у живописца Иншакова? Что за затерянный дворик изобразил Геннадий Архиереев? Где это «атланты держат небо на каменных руках»? Или все это лишь фантазии авторов?
Но если аллегория и полуправда – удел преимущественно художников, то, как быть с фото, которое априори не может быть придуманным? Обращали ли мы внимание на радугу над площадью Тукая – так, как обратил на нее внимание Владимир Зотов? Приглядывались ли мы к причудливым узорам наличников домов, исчезнувших с улиц Волкова и Айвазовского – так, как приглядывался к ним Фарит Губаев?
Что вкладываем мы в понятие «Казань – сплав Востока и Запада», зачастую произносимое на автопилоте, и успевшее за долгие годы употребления стать расхожим штампом? Что именно говорит за то, что Казань – город восточный? В чем проявляется его «восточность»? Для кого-то – в немногочисленных мечетях, для кого-то – в напевном татарском говоре, для кого-то – в тюбетейке на голове пожилого бабая. А что есть казанская «западность»? Полуутраченная архитектура дворянских домов позапрошлого столетия? Новые урбанизированные постройки? Что-то еще? Конечно, ответы на эти вопросы у каждого казанца свои. Каждый носит в душе свою Казань – такую, какой нет больше ни у кого.
И, тем не менее, есть образ Казани собирательный – его оттенки и показзывают нам казанские художники на открывшейся выставке.
Кстати, у посетителей экспозиции есть возможность вглядеться не только в лицо столицы Татарстана, но и в лица ее жителей – напомню, что выставка называется «Казань и казанцы». Есть здесь и портрет главного редактора одноименного журнала Юрия Балашова – «Росток», любовно выполненный главным художником журнала, председателям секции графики СХ РТ Григорием Эйдиновым, и потрет поэтессы Лилии Газизовой работы Ларисы Евграфовой, и скульптурные изображения татарских писателей работы семьи Абдрашитовых.
Но больше других подкупают фото и живописные портреты казанцев, чьих имен мы не знаем, но с которым встречаемся ежедневно – в маршрутке, на базаре, на рабочем месте, в подъезде собственного дома. Аккуратные бабушки в белых платочках, «зеленые» новобранцы, отбывающие в Чечню, юные молодожены, не верящие своему счастью, грязные бомжи с потерянным взглядом – все это наши современники. Люди, которые живут рядом с нами, одни из нас. Именно они сегодня во многом делают Казань такой, какая она есть. Именно они создают образ Казани сегодняшней. Такой, о которой мы будем тосковать спустя годы …
«Всего и надо, что вглядеться – боже мой! Всего и надо, что внимательно вглядеться…» - писал под занавес ушедшего столетия Юрий Левитанский. Давайте будем внимательнее – к городу, к его жителям, к самим себе. Давайте впитывать в себя Казань – она того стоит.
|