... И ВСЯ ЗМЕИНАЯ РАТЬ (из жизни Зиланта и других поволжских драконов) | Если быть до конца честными, то надо признать, что человечество обязано своим происхождением не только Адаму и Еве, но и тому змею-искусителю, который, как известно, уговорил первую леди рая попробовать запретный плод (что, впрочем, действительно ни к чему хорошему не привело). Иначе говоря, уже в Эдеме змеи стали претендовать на весьма особую роль в истории.
То неподвижные, как вечность, то быстрые, как мысль, они и потом специализировались на самых странных функциях. Античные источники свидетельствуют, что змеи прочищали уши Гераклу и возили колесницу Медеи, что, облизав новорожденную Кассандру, именно они наделили ее пророческим даром. Индийский эпос утверждает, что многие змеи в образе поразительных красавиц становились женами героев, а змея, кусающая собственный хвост, есть ни что иное, как символ круговорота Вселенной и времени. Индейцы считают змею Госпожой воды, во власти которой - все реки и озера. Они же обожествляют оперенную змею легендарного Кецалькоатля...
В мифах самых разных народов есть также множество упоминаний о змеях с четырьми лапами (символом четырех стихий) и крыльями. В таких гибридах пресмыкающихся с птицами мистики всегда видели олицетворение постоянно движущейся энергии, а обыватели всего мира ужасных драконов, сосуществовать с которыми в одном измерении невозможно. Отсюда бесчисленное количество сказок, пафосом которых служит одна-единственная идея: "убить дракона".
В этой связи небезынтересно отметить, что жители центральной России и Средней Волги совершенно напрасно считают, что летающие змеи - это что-то экзотично-фантастическое, и все легенды о них пришли к нам из сказочного Востока. Знакомство с местным фольклором убеждает как ни парадоксально это звучит что территория нынешнего Татарстана, например, некогда считалась настоящим царством драконов!
Еще в 1923 году профессор Михаил Худяков в своей известной книге "Очерки по истории Казанского ханства" упоминает множество легенд о чудовищных и летающих змеях, существующих в разных местностях Казанского края. Речь идет, например, о жителях древнего болгарского поселения в устье реки Зая, которые не сумели победить дракона по имени Барадж и потому вынуждены были переселиться и основать новый город - Бюляр. Другой огромный летучий змей обитал в горной пещере близ села Рождественское-Ямаши. Он, по преданию, долгое время опустошал окрестности, пожирая не только скот, но и людей, пока наконец, местные жители не подкараулили его в пещере и не сожгли ее, предварительно обложив "змиево логово" соломой. "Чертово городище" у Елабуги и сейчас является главной тамошней достопримечательностью. Исторические источники свидетельствуют, что в развалинах древнего поселения здесь долгое время существовало языческое капище по типу греческих оракулов, причем жрецы не только предсказывали будущее, но и брали мзду с проезжающих мимо них по Каме кораблей. Судам, которые отказывались платить, они не давали своего благословения, и те разбивались и гибли в крутых речных водоворотах. Капище просуществовало аж до середины 16-го века, и перед самым взятием Казани оттуда "излете змей велик, огнен, и на запад полете"... Жители села Котловка Елабужского уезда в начале этого века еще продолжали верить в существование в этой местности огромных - величиной с бревно - змеев. . .
Но самое большое "змеиное жилище", по свидетельству "Казанского Летописца", некогда существовало на месте современной Казани. Там, на горе, которую казанцы до сих пор называют Зилантовой, жил и крылатый змей "в короне царя змеев" - мощный и прекрасный Зилант. Строители города с помощью чудотворцев не раз и не два жгли солому, чтобы извести змеево отродье, но змеиный король Зилант долгое время оставался невредим. Люди все-таки добились своего, и основали на Зилантовой горе свое поселение (по одной из легенд, именно там и была первоначально заложена древняя Казань). Во всяком случае, в конце 1940-х годов археологи нашли в бывшем логове короля змей фрагменты керамики и обломки изразца ХIV века.
Кстати, через несколько лет после взятия Казани -в 1557 году - на Зилантовой горе был основан мужской православный монастырь (христианство боролось не только с исламом, но и с мерзким язычеством - а чем, как не языческим богом, был этот самый Зилант?). Монастырь собирал пошлину со всех торговых судов, особенно много с тех, которые привозили соль и рыбу с верхней Волги и из Астрахани. Достигнув монастыря, крупные торговые корабли перегружали товары на мелкосидящие суда, которые по городской протоке шли к береговым амбарам. Но, как ни сопротивлялись монахи, и к горе, и монастырю навсегда пристало языческое Зилантово имя.
Дальше - больше. О некогда ужасном крылатом змее казанцы со временем стали вспоминать с симпатией и неисповедимы пути народной любви постепенно уверились в том, что царь змеев незримо поддерживает и помогает простым людям. В конце концов изображение дракона как мифического покровителя города попало на герб Казани.
На этом рассказ о позабытых поволжских крылатых змеях можно было бы и закончить, если бы не одно сенсационное открытие последних лет. Академик Абрар Каримуллин, сравнивая татарский язык с наречьем ацтеков и индейцев майя, обнаружил, что тотемный знак одного из древних индейских племен практически полностью совпадает с изображением казанского Зиланта...Так не туда ли улетел царь поволжских драконов?
|