28.10.05Великий, могучий и... бесправный |
- Дети сегодня перестали читать книги, отсюда и безграмотность, - говорит ведущий специалист министерского отдела программно-целевого управления среднего образования Галина Соловьева.
Это верно, нынешним детям телевидение и компьютеры практически куда ближе и интереснее, чем книги. Но, оказывается, растить учеников, хорошо знающих русский язык, можно и в этих условиях.
- Есть прекрасные методики, позволяющие серьезно поднять уровень грамотности детей, - говорит педагог-словесник с тридцатипятилетним стажем Лариса Бабко. Ее ученики, к примеру, начиная с пятого класса постоянно пишут мини-диктанты по произведениям русской классики. На это не нужно много времени, всего пять минут. Но - каждый день. Это должно стать системой, и тогда, говорит Лариса Тимуровна, результаты будут просто поразительными. Вопрос лишь в том, что с каждым годом в нашей школе остается все меньше учителей, готовых заниматься с детьми по нестандартным методикам.
- Работают-то в основном пенсионеры, - констатирует заместитель декана факультета русской филологии ТГГПУ Рушания Закирова. - Они за те деньги, что платят нынче учителям, перерабатывать не будут, да у них уже и сил на это нет. А молодежь в школу не идет. Наши студенты на педагогическую практику ходят с удовольствием, но работать на 1200 рублей (ставка молодого учителя) никто не хочет. А ведь раньше учителя-словесники организовывали школьные театры, ставили с детьми русскую классику, приучали их к правильной речи...
Сегодня же, говорит Рушания Юсуповна, образуется заколдованный круг. С каждым годом на филфак педагогического (нынче гуманитарно-педагогического) университета приходят все более слабые по части грамотности абитуриенты. Их плохо научили в школе. Вуз делает все возможное, чтобы к пятому курсу сделать из них хороших специалистов. Но лучшие выпускники уходят работать в бизнес. В школу же зачастую идут те, кто не смог устроиться в более "теплое место". Кстати, это касается не только преподавателей русского языка. Если учитель географии, к примеру, делает в записи на доске элементарную ошибку, а когда дети это замечают, смеясь, говорит, что по русскому-де, всегда был троечником, то как можно требовать от школьников уважения к правилам грамматики?
Но и это еще не самое грустное. Плохо то, что в обозримом будущем, может статься, и таких учителей некому будет готовить. Ведь и в вузах нынче преподавательский состав - это в основном люди старшего поколения.
- Статус вузовского преподавателя в глазах сегодняшней молодежи ниже, чем у парикмахера-стилиста, - говорит Рушания Закирова. - Скоро с проблемой нехватки кадров столкнется не только средняя, но и высшая школа. И с какого звена в этих условиях начинать бороться с безграмотностью - трудно сказать. Наверное, для того, чтобы были результаты, нужна серьезная государственная политика в этой области.
Что ж, мы опять возвращаемся к вопросу государственного контроля за языком.
- Во Франции, например, принят закон о чистоте французского языка, - говорит председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. - Я его очень тщательно изучал и считаю, что на его примере и мы могли бы подумать о принятии подобного документа. Но, к великому сожалению, пока этот вопрос не отрегулирован законодательно в Российской Федерации, мы в республике им тоже заняться не можем. Конечно, на уровне Госудмы целесообразно было бы принять такой закон, а на его основе в Татарстане могли бы разработать свой, более детальный. Мы к этому готовы.
Но государственная политика, думается, не должна ограничиться только принятием законодательных актов. В последнее время много говорят о том, что надо повышать престиж учительской профессии, что педагоги должны получать достойную зарплату. Только когда работать в школе будет престижно и выгодно, туда пойдут грамотные специалисты, способные воспитать таких же учеников. Пока же приходится лишь повторить: да, грамотность - это показатель общего уровня культуры нации. И пока этот уровень, увы, невысок. |