27.10.05Скромное обаяние классики | Татьяна МАМАЕВА
В Татарском академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля прошла премьера “Лебединого озера” П.Чайковского. После двух лет странствий, когда здание театра реставрировалось, новый сезон был открыт в родных стенах.
А “стены” приобрели вид стильный и вполне европейский. Попасть в фойе теперь можно, пройдя через рамку металлоискателя, в зрительном зале с креслами, обитыми тканью цвета “опера” (бордово-красный), ряды идут под уклон к сцене, так что происходящее хорошо видно со всех точек. Открывая новый сезон в новых старых стенах, директор театра Рауфаль Мухаметзянов поблагодарил Президента РТ Минтимера Шаймиева за идею реставрации театра и сказал, что зрителями следующего спектакля будут строители, те, кто постарался сделать здание любимого казанцами оперного удобным и красивым.
Открыв 67-й сезон “Лебединым озером”, театр словно еще раз подтвердил свое творческое кредо, которое можно сформулировать приблизительно так: доминанта респектабельной классики над авангардом. Именно в этом ключе и выдержана постановка балета Чайковского в хореографии Петипа, на премьере которой был аншлаг.
Напомним, что “Лебединое озеро” - первый балет Чайковского, уже бывшего в это время автором четырех опер и трех симфоний, не считая инструментальной музыки. Осенью 1875 года он писал Римскому-Корсакову: “Работал довольно усидчиво и, кроме симфоний, написал (в проекте) два действия балета. По приглашению московской дирекции я пишу музыку к балету “Озеро лебедей”. Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки”. И музыка, и либретто, над которым трудился танцовщик Большого театра В.Гельцер, получились откровенно романтическими, сказалось влияние сказки “Лебединый пруд” и “Ундины” Жуковского. Премьера состоялась в Большом в 1876 году и была не очень удачной, публика отметила красивую музыку Чайковского и любопытное либретто, но у балетоманов были претензии к постановке. Через несколько лет балет был поставлен и в Мариинке. Со временем он претерпел некоторые изменения - брат композитора чуточку переделал либретто, изменения коснулись и партитуры, эту работу выполнил композитор и дирижер Дриго. Своей популярностью первый балет Чайковского обязан хореографии Мариуса Петипа, которая сохраняется и во многих современных постановках, казанская, как мы уже сказали, не стала исключением.
Декорации казанского спектакля, выполненные великолепным сценографом из Новосибирска, дипломантом “Золотой маски” Игорем Гриневичем выдержаны в традиционном романтическом ключе, костюмы персонажей - преимущественно в холодновато-голубой гамме, как бы подчеркивают “озерную” тему. На сцене ощущается простор, есть “воздух” и словно веет прохладный ветер с озера. На первом премьерном спектакле партии Одетты и Зигфрида исполнили солисты Большого театра Мария Александрова и Сергей Филин, партии Ротбардта и Шута - казанцы Артем Белов и Руслан Савденов (на снимке).
Оставим в стороне Александрову и Филина, чья работа, естественно, была выполнена на высоком уровне, все-таки Большой театр держит марку. Но надо сказать, что никто из казанских артистов не смотрелся в диссонансе - артистизм и техничность давно уже стали спутниками казанского балета. Необходимо отметить и работу кордебалета, продемонстрировавшего приятную чистоту и слаженность. Что нельзя сказать об оркестре, которым в этот вечер дирижировал Владимир Васильев. В игре музыкантов прослеживалась некоторая неслаженность, это замечание прежде всего можно отнести к группе ударных, несколько перетягивающих одеяло на себя.
В целом постановка получилась из разряда тех, которые уважающий себя театр просто обязан иметь в репертуаре, потому что и для артистов, и для публики классика - великолепная школа. Для первых - школа профессиональная, для вторых - школа вкуса. И как бы ни развивался балет в XXI веке, работу труппы невозможно считать полноценной, если на афише не значится балет с хореографией Петипа.
“Лебединое озеро” - не единственная балетная премьера в этом сезоне. Весной грядет черед “Баядерки” Минкуса, а оперная труппа порадует премьерами “Бориса Годунова” Мусоргского в ноябре и “Волшебной флейты” Моцарта в феврале. Кроме этого, публику ожидают традиционные международные фестивали - Шаляпинский и Нуреевский, которые в прошлом году были отменены из-за ремонта здания.
"Время и деньги" N201 от 27 октября |