20.10.05Не нравится - не езди? |
В Минтрансе меня заверили, что для фиксации каждой жалобы ведется специальная тетрадь, однако мой вопрос о количестве уже состоявшихся звонков от недовольных пассажиров проигнорировали, сказав лишь, что большинство из них касается культуры обслуживания в маршрутных автобусах.
- Чаще всего к нам обращаются люди преклонного возраста, - поделился со мной дежурный, - сетуют на грубое обращение. Вот, например, одна из жалоб: "Меня, ветерана Великой Отечественной войны, выгнали из маршрутного автобуса посреди дороги по причине того, что мое удостоверение не заверено справкой, о которой я услышал впервые". О таких случаях мы докладываем заместителю министра.
В Комитете по транспорту и связи также работает оперативный штаб для обращений с замечаниями и предложениями по работе городского транспорта. Однако для того, чтобы просьба горожан была рассмотрена, необходимо запомнить государственный регистрационный номер автобуса и номер его маршрута. Тут-то и возникает проблема. Вряд ли человек, которого только что выгнали из маршрутки, запомнит нужные цифры, а значит, и жалобу его рассматривать не будут. Так вышло, к примеру, и с девятилетней Юлей Сергеевой (настоящее имя родители девочки просили не называть). В тот день Юля поздно возвращалась домой с тренировки. Села в "пазик", ехать ей предстояло на Горки. Через несколько минут девочка вспомнила, что оставила кошелек с деньгами в своем шкафчике в спортзале, созвонилась по мобильнику с родителями и попросила встретить ее на остановке. Кондуктору Юля все объяснила и сказала, что мама за нее заплатит, однако та и слушать ничего не захотела, стала кричать на ребенка и высадила ее на пустыре. Хорошо, что все для Юли обошлось - родители тут же за ней приехали. А вот хамский поступок кондуктора так и остался безнаказанным: перепуганная Юля не запомнила даже лица женщины, не говоря уже о номере автобуса.
Кому закон не писан?
Подобные истории на дорогах Казани случаются, к сожалению, довольно часто. И пока не находится управы на грубых представителей отряда кондукторов и водителей. Фактически единственный документ, который регулирует данную сферу взаимоотношений, был принят еще восемь лет назад и давно устарел. Речь идет о Правилах пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденных постановлением главы администрации города. Причем из шести пунктов документа лишь один регламентирует обязанности водителя, да и то, исходя из сегодняшней ситуации, не полностью. Например, нет упоминания о том, что водитель не вправе курить на рабочем месте, употреблять в речи нецензурные выражения и громко включать музыку. Почему люди, оплатившие услугу частного перевозчика, должны вдыхать табачный смрад в душном салоне или выносить громкое радио на протяжении всей поездки?
В Комитете по транспорту и связи Казани начальник отдела организации пассажирских перевозок Владимир Свечников уверил меня, что пассажир вправе требовать от водителя соблюдения соответствующих правил на основании данного постановления, однако не уточнил, где горожане могут ознакомиться с этими правилами, поскольку практически ни в одной маршрутке они не вывешены. Да и стоит ли требовать "быть вежливым и предупредительным в обращении с пассажирами", если на кону незавидная перспектива оказаться выдворенным из салона? С водителями все ясно - правила поведения для них есть, только в большинстве случаев они не соблюдаются. А вот что касается письменно зафиксированных требований для кондукторов, то их вовсе нет. В разговоре с председателем Ассоциации частных перевозчиков г.Казани Виктором Корнишиным выяснилось, что в маршрутном транспорте официально работает только водитель, а такой штатной единицы, как кондуктор ...вообще не существует. По его словам, водитель берет с собой в рейс любого знакомого, который помогает ему собирать плату за проезд, и с этим человеком трудовой договор не подписывается. Таким образом, они вольны уйти с "работы" в любой момент. Возможно, в этом и заключается одна из причин их чересчур вольготного поведения? Конечно, было бы наивно утверждать, что только появление специального свода правил для кондукторов кардинально изменит ситуацию - необходимо еще, как минимум, следить за их соблюдением. Но, во всяком случае, пассажиры, оплатившие услуги частного перевозчика, смогут требовать от кондуктора подобающего отношения к себе на законном основании. |