20.10.05Не нравится - не езди? | Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ
Надписи в маршрутках: "Осторожно, злой водитель" или "Книга жалоб и предложений находится в следующем автобусе" - уже давно перестали быть в Казани веселыми. Все чаще и чаще пассажиры, оплатившие услуги частного перевозчика, становятся жертвами грубого обращения как со стороны водителя, так и кондуктора. Доказывать свою правоту многие из оскорбленных не решаются, мол, лучше не портить себе настроение, особенно в начале рабочего дня. Тот же, кто упорно отстаивает свои права, в ответ получает одну и ту же циничную фразу "Не нравится - не езди". Более того, бывают случаи, когда нахальные кондукторы возвращают назад деньги и выпроваживают докучливого пассажира из салона. Ситуация осложняется еще и тем, что люди в силу различных причин с каждым годом становятся все более зависимы от услуг частных перевозчиков.
Как это было
Впервые маршрутные автобусы появились на улицах Казани в конце 90-х годов. С их появлением у граждан отпала необходимость в мучительно долгом ожидании нужного автобуса. Маршрутные такси решили вопрос экономии времени: маневренные "пазики" заметно расторопнее городского транспорта, в первую очередь электрического. Наладилось транспортное сообщение с отдаленными районами Казани, которые продолжают разрастаться. Люди готовы переплачивать, только бы не мучиться с пересадками и быстро добираться в нужную точку города. Тем временем частные предприниматели смекнули, что маршрутные перевозки приносят неплохую прибыль, и решили расширять дело, закупая новые автобусы. В итоге число "пазиков" увеличилось, в городе появились еще более маневренные "Газели". Таким образом, за 5-6 последних лет маршрутка стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и одним из самых быстрых средств передвижения по городу.
Казалось бы, все хорошо, но со временем пассажиры все более стали убеждаться, что водители и кондукторы в своей работе приоритеты расставляют отнюдь не в их интересах. На первом месте оказалось стремление получить как можно большую выручку - в ущерб сервису.
Главное - номер не забыть
Стоимость проезда в маршрутках с каждым годом растет, а уровень обслуживания, увы, неуклонно падает. Даже те из пассажиров, которые своевременно оплачивают свой проезд, нередко становятся жертвами "плохого настроения" кондукторов или водителей маршрутных автобусов. В одну из подобных ситуаций попала и моя знакомая. По правде говоря, с проблемой нехватки транспорта и грубого обращения в маршрутке ей приходится сталкиваться чуть ли не каждое утро. Дело в том, что до места работы она может добраться либо с пересадкой на общественном транспорте, либо попытавшись втиснуться в переполненную "Газель", чтобы доехать без таковой. Вот только без нервотрепки не получается. "Однажды кондуктор меня просто вышвырнула из салона автобуса, - рассказала знакомая, - другого слова подобрать не могу. Мотивировала она это тем, что не было сдачи с крупной купюры, которую я дала, чтобы оплатить проезд. Более того, на меня посыпались оскорбления с ее стороны, мол, заранее нужно готовить мелкие купюры". Высадили женщину прямо посреди дороги. Эту ситуацию в республиканском Комитете по защите прав потребителей, куда я обратилась за комментарием, оценили как грубое нарушение кондуктором прав пассажира. Она не только не имела права высаживать из салона, а обязана была принять деньги в любой купюре и дать сдачу.
Однако отстаивать свои права моя знакомая все-таки не стала - не захотела лишний раз себе нервы трепать. Да и редко когда несправедливо обиженные пассажиры предпринимают какие-либо действия для защиты своего достоинства. Кто-то не хочет попусту тратить время и нервы на "выяснение отношений", а кто-то и вовсе не знает, куда следует обращаться в подобных ситуациях: далеко не во всех маршрутных автобусах, как этого требуют правила, вывешена специальная информация о телефонах приема жалоб и предложений от пассажиров. А таких номеров несколько, более того, адресовать свои жалобы горожане могут как минимум в три учреждения. Это Ассоциация частных перевозчиков г. Казани, Комитет по транспорту и связи города и Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. |