18.10.05Дню Памяти - сто лет | Тимур ЛАТЫПОВ
“Прекратить репрессии в отношении мусульман!”, “Долой колониальную вертикаль российской власти!”, “Россия - кому матушка, кому - мачеха”. Под такими лозунгами в субботу прошли организованные Всетатарским общественным центром мероприятия Дня памяти татарского народа.
Были и более конкретные лозунги: “Москва! Где наши нефтяные $500000000000?”, “Долой Башкирскую и Татарскую АЭС, поднятие уровня воды Нижнекамской ГЭС!”... После митинга на площади Свободы пришедшие вспомнить 453-ю годовщину завоевания Казани, (а их было около 500 человек) отправились к башне Сююмбике, где был проведен молебен, далее - на Ярмарочную площадь, которую активисты ВТОЦ предпочитают называть площадью шахидов... В своем официальном обращении руководство ВТОЦ подчеркнуло: “Проведение Дня памяти не направлено против кого-либо. Этим событием нынешнее поколение нашего народа воздает дань уважения своим славным предкам, создавшим процветающее цивилизованное государство, вспоминает свою историю, важные события прошлого, в том числе героическую защиту своего независимого государства и его столицы”. В резолюции мероприятия - четыре основных требования: следовать Декларации о государственном суверенитете Татарстана; восстановить Конституцию РТ в редакции 1992 года; строить отношения с Россией, основываясь на нормах международного права; отчислять в бюджет РФ только фиксированные суммы на конкретные цели. Словом, ничего неожиданного.
Впрочем, был в нынешней акции и символический момент. Впервые дань памяти защитникам Казани отдали 100 лет назад (в новейшей истории - в 1989 году) участники I Всероссийского мусульманского съезда, который прошел 15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде. Эта дата считается началом организационного оформления татарского национального движения (тон на съезде задавали в основном татары), своего рода татарским Ренессансом: возникли новая национальная литература, театр, периодическая печать, система образования и так далее.
Считается, что упомянутый съезд был тайным - губернатор Нижнего Новгорода не дал положительного ответа на просьбу о его проведении. Тогда якобы для прогулки арендовали пароход “Густав Струве”, на борту которого и собрались полторы сотни делегатов из Крыма, Кавказа, Центральной Азии, Поволжья, Урала и Сибири (конечно, “подпольность” была условной - власти не могли не быть осведомлены о том, что происходило на борту “Густава Струве”). Съезд принял решение об объединении российских мусульман в единый союз - “Иттифак аль-муслимин”. Были приняты программа и устав, доработанные на последующих съездах - в январе и августе 1906-го.
Не обошлось и без раскола. Делегаты от организованной незадолго до съезда радикально-национальной политической партии “Хуррият” (“Свобода”), ведшей активную антиправительственную агитацию, попытались толкнуть съезд на революционные рельсы, в результате чего собравшиеся разделились на две группы - радикально-революционную и умеренно-конституционную. Вожаки умеренных видели развитие страны и татарской нации в постепенном осуществлении реформ, установлении парламентской конституционной монархии, коренном преобразовании местного самоуправления. Даже после февральской революции, когда в стране воцарилось подлинное безумие и чуть ли не каждый уезд порывался заявить о своем суверенитете, многие из них выступали за сохранение единого Российского государства.
Интересно взглянуть и на политико-культурный контекст съезда.
В указе от 12 декабря 1904 года Николай II объявил о намерении “подвергнуть пересмотру узаконения о правах лиц, принадлежащих к иноверным исповеданиям, и, независимо от сего, принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного стеснения”. А в апреле 1905-го был сделан и обещан в будущем ряд уступок нехристианским, в первую очередь мусульманским подданным империи (как-никак их было 13 миллионов). После Манифеста 17 октября 1905 года было допущено существование ряда мусульманских организаций, а также издание национальной периодической литературы (напомним, что также именно при Николае II в Петербурге была открыта кафедральная мечеть). Как результат - в I - IV Государственных Думах действовала единая мусульманская фракция, защищавшая интересы российских мусульман. |