Золотая Орда: в поисках утраченной цивилизации | Светлана БЕССЧЕТНОВА
Международные конференции, состоявшиеся в последние годы, поставили все точки над i: бытующее в общественном мнении представление об этой кочевой цивилизации рождено невежеством и запеленуто в мифы. Реальная же историческая подоплека - совсем другая.
Во-первых, в XIII - XVI веках не было вообще никакой Золотой Орды. Был Улус Джучи - огромная территория, выделенная Чингизханом его старшему сыну Джучи: от Алтайских гор до Идель-Уральского региона. В отличие от улусов, полученных младшими сыновьями Чингиза, она, благодаря удачливости и военной сметке Джучи и его сына Бату, за считанные годы выросла до колоссальных размеров. А название «Золотая Орда» много позже придумали ученые...
Не было и легендарного само пожертвования Руси, которая якобы спасла Европу от диких кочевников. В 1241 году передовые отряды монголов дошли до берегов Адриатического моря, и обратно в степи хан Бату повернул коней только тогда, когда узнал о том, что в столице империи Каракоруме умер верховный каган Угедей. Вообще, многочисленные потомки Чингиза и амбициозные мурзы-военачальники своей бесконечной борьбой за власть внесли немалую лепту в ослабление Золотой Орды. Однако, по мнению американского профессора Юлая Шамильоглу, добила империю и тем самым спасла Европу и Россию отнюдь не монгольская междоусобица, а тривиальная чума...
В-третьих, не было в Улусе Джучи звериной ненависти к христианам. Напротив, в Золотой Орде царила редкая веротерпимость. Не случайно же на 14-й Вселенский собор - уникальный случай! - Папа и епископы пригласили хана.
Что же касается внутренней жизни Улуса Джучи, то, как ни странно, при четко выстроенной внутренней организации войск в Золотой Орде существовало что-то похожее на раннюю альтернативу авторитаризму. Во всяком случае, не было никакого стремления к унификации завоеванных земель и городов, к насаждению в них монгольских правил и порядков. Напротив, Золотая Орда была чем-то вроде целлофана, в который продавщицы обертывают цветы: навязав территориальное подчинение и выплату дани, ханы не только не вмешивались в жизнь подчиненных государств, но и часто сами охотно перенимали существующие в данном месте традиции. Известны даже жалованные грамоты Джучиева улуса, данные итальянским городам Крыма. Один из выступивших на международной конференции в Казани ученых упомянул о хане, который принял ислам только из-за гостеприимства - его гость был мусульманином... А города, построенные самими золотоордынцами и возникшие первоначально как ставки хана, поражали своим великолепием.
Существовали, впрочем, правила игры, нарушения которых монголы не прощали. Так, послов - и чужих, и своих - они считали неприкосновенными и с особой жестокостью ровняли с землей города, жители которых убивали посланников. Купцов же, кстати сказать, ханы трогать тоже запрещали, и в Улусе Джучи торговали немецкие, итальянские, египетские и прочие негоцианты...
При этом, по словам профессора из Венгрии Марии Иванич, ядро империи чингизидов состояло из 15 родов, и каждый имел свою священную птицу, дерево, в ветвях которого, по легенде, жили духи его предков, свой боевой клич и свою тамга. Известный казанский этнограф Дамир Исхаков к этому сообщению присовокупил, что, по его исследованиям, в Казанском ханстве аристократия тоже делилась на роды, просто ученые раньше не обращали на это внимания. Ему уже удалось выделить три сильных рода, определяющих приоритеты казанской политики.
А киевский ученый Виктор Остапчук очень интересно рассказал об организации военных кампаний Золотой Орды. Оказывается, готовились они весьма тщательно: на подготовку трехмесячного похода уходил месяц. Стихией нападающие татары казались только наблюдателям: каждый человек в армии был на учете. Однажды, при пересечении Керченского пролива, хан поставил даже двое ворот, где сидели специальные писцы и регистрировали каждого... Вообще же для переправ через различные водные препятствия существовала различная технология изготовления плотов... Строгая дисциплина уравновешивалась постоянной заботой хана о том, чтобы рядовые воины были довольны.
И, наконец, о приметах: идеальным днем в Улусе Джучи считался понедельник.
...Эта полузабытая цивилизация, как и многие другие, погибла, изнемогая от внешнего величия и внутренних раздоров (Улус Джучи - этот грандиозный степной змей - стал в конце концов поедать собственный хвост). И разгибая так долго согнутую палку, некоторые ученые не заметили, как стали перегибать ее в другую сторону...
- Сейчас мы присутствуем при том, как отрицательные знаки в оценке Золотой Орды меняются на противоположные, - еще в 1998 году заметил профессор Казанского университета, председатель общества востоковедов РАН Миркасым Усманов. - Это и понятно, и, конечно, спорно: жизнь состоит из разных знаков, тем более, когда речь идет об империи. Пора, наверное, уходить от эмоций и эпитетов. В конце концов, историк - это не поэт и не прокурор... |