Иски Казан: центр сильного княжества или выдумка краеведов? |
В течение ряда лет, начиная с 1972 года, на этих памятниках проводил раскопки известный татарский археолог Р.Фахрутдинов. Согласно его концепции, изложенной в ряде научно-популярных работ и в книге «Очерки по истории Волжской Булгарии» (М., 1984), Камаевское городище, основанное где-то во второй половине XIII века, представляло собою «кремль, политический центр города, где, кроме князя и его дружины, находились административный аппарат и высшее духовенство. Р.Фахрутдинов утверждает, что в начале XV века Иски Казань называлась Булгар ал-Джадид. Она передала впоследствии свою политическую и этноконсолидирующую роль «Новой» Казани.
Легендарная Иски Казань - всего лишь выдумка краеведов XVIII - XIX веков. Новые археологические открытия в Казанском Кремле лишают эту легенду главного аргумента в обосновании реальности Иски Казани как прародительницы Новой Казани - Старая Казань намного моложе Новой.
Конечно, было бы ошибкой не видеть исторических связей между этими двумя памятниками, существовавшими практически одновременно на достаточно большом хронологическом отрезке времени. Не исключено, что обширное по своим размерам Русско-Урматское поселение, расцвет которого приходится на золотоордынское время, называлось тогда Внутренней («Эчке») Казанью. Однако этот вопрос требует тщательного изучения на основании комплекса источников.
Старой Казани не было - была Казань Внутренняя
Читатель наверняка обратил внимание на разночтения в названии старого городища вблизи Камаево - Иски-Казан, Иски-Казань, Иске Казань. Разные варианты порой видишь даже в пределах одного сообщения. Можно было бы подумать, что это простой недогляд корректора, если бы такое не встречалось в самых различных книгах, в том числе учебниках.
В татарских географических названиях чаще встречаются варианты с «ИСКЕ»: русский перевод - старая. Однако будем придерживаться академического образца - Татарского энциклопедического словаря, где есть статьи «Иски-Казанский историко-культурный и природный музей-заповедник» и «Иски-Казань» (Иске Казан - Ст. Казань)» - булгаро-татарский город на реке Казанке.
Более принципиальным нам показалось суждение о названии Старой Казани казанского ученого Рашита Галлямова, которое он высказал на международной конференции «Средневековая Казань: возникновение и развитие». Во-первых, он объясняет, почему мы говорим «Иски-Казань». Это «русский» вариант булгарского названия. Именно так называлось городище в Писцовой книге Казанского уезда 1565-1568 годов. С той лишь разницей, что раньше говорилось и писалось - «Ички Казань» (4 случая) и «Ычки Казань» (7 раз). Последнее соответствует татарскому «Эчке Казан». Название «Иски Казань» в Писцовой книге отсутствует.
Р.Галлямов полагает, что у писцов не было никакой необходимости менять звуки «с» на «ч», «и» на «ы», ведь они есть и в русском, и в татарском языках.
Была на том месте еще «речка Ички Казань», никак с рекой Казацкой не связанная. Очевидно, что эта речка называлась «Эчке Казан» - то есть «Внутренняя казанская речка». Ученый не знает случаев, когда реку называли бы Старой или Молодой.
Таким образом, делает вывод Р.Галлямов, древнетатарский город в среднем течении Казанки изначально носил название «Эчке Казань» («Ички Казань», «Ычки Казань»), что буквально означает «внутренняя Казань» или «город во внутренних пределах государства». Это дает ему возможность утверждать, что Казань древнее Иски-Казанского, простите - Эчки-Казанского городища. Оно так называлось в период Казанского ханства и позднее, вплоть до XVIII века.
"Возникает логический вопрос, - пишет Р.Галлямов, - когда, на каком этапе развития исторической науки произошла трансформация понятия «Ички Казань» («Эчке Казан») в «Иски-Казань»? Можно предположить, что данное явление - либо результат творческого наследия, новшества историков XVIII-XIX вв., либо результат отражения в них исторической психологии народа, в восприятии которого всякий ископаемый, разрушенный или полуразрушенный исторический памятник является «старым». |