Иски Казан: центр сильного княжества или выдумка краеведов? | Иски Казан - центр сильного княжества
Альберт БУРХАНОВ
Создание в 1992 году Иски-Казанского государственного музея-заповедника в Высокогорском районе позволило приступить к углубленному изучению, сохранению и использованию памятников в его охранной зоне и в целом в Заказанье, а также возобновить крупномасштабные и систематические археологические исследования. Относительно хорошо изучены 2 наиболее важных объекта - Урматское поселение (Русско-Урматское селище) и Камаевское городище.
Во второй половине XIII века в Заказанье проникает масса переселенцев из центральной Волжской Булгарии: лесные места стали убежищем от монгольского нашествия. В связи с образованием сильного и стабильного государства Улус Джучи, в состав которого вошли и булгарские земли, привели к возникновению новых сельских и городских поселений в Заказанье. Среди них особое место занимает Иски Казан (Эчке Казан - Внутренняя Казань) на месте Урматского поселения. Это было ядро образованного в составе Улуса Джучи сильного княжества, объединившего земли всего Заказанья. Урматское поселение - это, скорее всего, городище, а не селище, как традиционно пишется в археологической литературе.
Нашествие Тимерлана и погром крупнейших городских центров на основных землях Улуса Джучи, а также междоусобная борьба господствующих кланов в государствах и регионах, постоянные нападения с севера ушкуйников привели к изменению политической, экономической и культурной ситуации. Ослабевают производительные силы Урматского поселения, часть населения уходит в более безопасные места, в том числе в усиливающуюся Но вую Казань. В связи с этим жизнь в Иски Казани к началу XV века начинает затухать.
В конце XIV - начале XV века в связи с проникновением массы этнических кипчакизированных групп во главе со своими беками в Заказанье возникает несколько новых укрепленных поселений-крепостей, среди которых важное место заняло Камаевское городище. Вероятно, в короткий отрезок времени Урматское поселение и Камаевское городище существовали параллельно, образуя как бы единый политико-экономический организм.
Камаевское городище в период Казанского ханства становится его региональным центром (в Заказанских землях), хорошо укрепленным опорным и стратегическим форпостом на северных границах государства, а также местом политической ссылки неугодных для ханов деятелей, тюрьмой для военнопленных. Крепость упоминается в русских летописях под 1536 год в связи с убийством там казанского хана Джан-Али (Еналея) в результате государственного переворота.
Выдумка краеведов XVIII-XIX веков
Фаяз ХУЗИН
Мнение о «Старой (Иски) Казани» как предшественнице современной, основанное лишь на устных преданиях татар, среди широких слоев населения чрезвычайно популярно и сегодня. Между тем, как отмечал в свое время известный историк и археолог В.Л.Егоров, «Иски-Казань» является самостоятельным городом, дата основания которого не имеет никакого отношения ко времени возникновения Казани».
Расположенное на высоком мысу левого берега Казанки, Камаевское городище было впервые обследовано в XVIII веке путешественниками-естествоиспытателями Н.Рычковым (1772) и И.Г.Георги (1774), которые, основываясь на рассказанных им местными жителями легендах и преданиях, высказали мысль о существовании здесь в булгаро-татарские времена города Иски (Старой) Казани, перенесенной потом, в силу ряда обстоятельств, на место «Новой» Казани.
Единственный автор, не соглашавшийся с такой постановкой вопроса - М.Хомяков (1911) - основывал свое мнение отсутствием на городище следов древних построек и незначительной мощностью культурного слоя. Он был убежден, что Камаевское городище является всего лишь остатками хорошо укрепленной крепости, скорее всего, резиденцией печально известного по событиям 1552 года князя Камая.
Глава советских булгароведов - профессор А.Смирнов утверждал, что на Камаевском городище располагался целый город, вошедший в историю под названием «Иски Казань» (1962). Одновременно он считал, что «Новая» Казань возникла тоже очень рано, еще в домонгольское время, не позднее XII века (1951). |