Казанская ратуша: сквозь пелену времени |
Здание было построено на средства казанских дворян. Участок земли на углу Театральной площади (ныне площадь Свободы) и Грузинской улицы (современная улица Карла Маркса) был куплен за 2000 рублей. На приобретение необходимых строительных материалов, мебели и украшений было потрачено около 72 000 рублей - сумма по тем временам немалая. Строительство было закончено в 1854 году.
Гордостью нового здания являлись двусветный белый зал с колоннадой, лестница с изысканной вязью, роскошные зеркала, великолепная акустика. Здесь проводились губернские дворянские выборы, балы, маскарады, парадные приемы и обеды, благотворительные вечера. Известная поэтесса "серебряного века" О.А.Ильина в своем романе "Канун Восьмого дня" дает следующее описание балам в Дворянском собрании: "Первая волна гостей уже поднималась по малиновом ковру главной лестницы Дворянского собрания. На первой площадке огромное стенное зеркало отражало приближение декольтированных дам с наброшенными на плечи мехами, сопровождавших их мужчин во фраках, офицеров в парадных формах. В этом первом этапе шествия их внимание явно было приковано к собственному отражению в зеркале, к которому они продвигались. На изгибе лестницы выражение их менялось, привлеченное балом...В зале было уже много танцующих пар. Под светом люстр паркет был как золотистое зеркало и, пока еще не было толпы, танцующие пары почти отражались в нем".
В Колонном зале выступали Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин... 18 февраля 1914 года в Дворянском собрании состоялся вечер поэтов-футуристов с участием В.В.Маяковского, В.В. Каменского, Д.Д. Бурлюка.
Тяжелые военные годы, которые переживала наша страна, не обошли стороной и этот дом. На протяжении Первой мровой войны здесь находился госпиталь. А в 1919 году, когда из Австро-Венгрии на родину через Казань возвращались военнопленные, примерно 20 000 человек в разное время было размещено в здании бывшего Дворянского собрания.
В советское время здание использовалось как кинозал и танцплощадка. До 1956 года здесь проходили заседания Верховного Совета республики, партийные конференции.
Очередной этап в истории здания отмечен 1996 годом, когда оно было передано администрации города Казани. С 1997 года начались реставрационные работы. Для возрождения первоначального облика особняка были проведены серьезные историко-архивные исследования: по материалам, хранившимся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге и Национальном архиве РТ восстановили внешний фасад, внутреннее убранство, удалось даже узнать имена мастеров, принимавших участие в декоративных работах. Реконструкция здания включала в себя работы по укреплению фундамента и стен.
Была в Казани ратуша. Татарская
В 1781 году по указу Екатерины II в Казанской губернии создается особая Татарская ратуша - первый орган самоуправления казанских слободских татар. В ее ведение входили вопросы по административно-хозяйственному и судебному регулированию деятельности городского татарского сообщества.
За свое недолгое существование - около семи десятилетий - ратуша сумела обеспечить относительную самостоятельность татарского населения Казани, внесла существенный вклад в консолидацию национального капитала и развитие казанского купечества, способствовала улучшению социальной, культурной ситуации на территории всей губернии. Несмотря на видимый успех, история Татарской ратуши драматична: предоставляя возможность контроля за торгово-экономической жизнью татарской части города, она стала причиной развернувшейся между кланами борьбы за власть; имея большое влияние на мусульманское население, стала помехой для большой политики.
Как известно, прямые предшественники городских дум - ратуши возникли в России в 1728 году, в царствование Петра II. Однако в Казанской губернии указ Сената от 5 июля 1728 года, призванный организовать судебно-административные органы нового типа, остался на долгие годы не реализованным. Дело в том, что к сенатской реформе город в первой половине XVIII столетия не был готов: центральная власть жестко контролировала провинциальные регионы, опасаясь проникновения в их пределы вольнодумных идей. |