Был в Казани памятник… Есть в Казани памятник |
Выполненная в классическом стиле скульптура была поставлена на пьедестал из красного гранита. Поэт изображен сидящим на табурете, с непокрытой головой, облаченным в тогу и обутым в сандалии. В правой руке - стиль (стержень для письма), левая поддерживает лиру. Четырехугольный постамент с трех сторон имел барельефы. Первый из них изображал Державина, декламирующего оды, и трех внимающих ему граций. Одна из них была похожа на Екатерину II, которой поэт посвятил оду «Фелица», принесшую ему общероссийскую известность. Второй барельеф изображал аллегорические фигуры Дня и Ночи - своеобразный синтез Вселенной, воспетой Державиным. Тема третьего барельефа трактовалась по-разному. Одни считали, что здесь в аллегорической форме представлено Просвещение, без силы оружия преодолевающее невежество, которое падает, роняя свою маску, другие видели поэта, воспевающего Давида, который в сопровождении богини Минервы - покровительницы ремесел и искусства - поражает из пращи Голиафа.
Как писал искусствовед П.Дульский, трудно определить, что в памятнике было от Тона, а что - от Гальберга. Сам он предположил, что роль второго в постановке фигуры на пьедестал активнее, ведь архитектор Тон в то время уже работал в Москве, на строительстве Храма Христа Спасителя. П.Дульский нашел подтверждение тому, что архитектор Тон принимал участие в конкурсе «из любви к искусству», а потому не думал о деталях.
Г.Милашевский в статье для журнала "Казань" (№8-9, 1997) приводит пояснения к памятнику Академии художеств: "Статуя. Поэт сидит на камне и на скалистой почве; углубленный в размышления. Он вдруг почувствовал себя вдохновленным; голова его поднялась, чтобы уловить в ней сверкнувшую мысль; правая рука осталась в том же положении, как она поддерживала голову полную дум, левая берется за лиру".
Бронзовая скульптура украшала центральную площадь Казани до начала 30-х годов. По данным М.Лисевича, в 1932 году она была разбита, обломки расплавлены в огранки. Все, что осталось, - это голова Грации, часть одного из барельефов, которая хранилась в фондах Национального музея РТ. Правда, при детальном изучении барельефов оказалось, что она отношения к "Державину" не имеет.
Сейчас на том месте, где когда-то стоял памятник Державину, находится здание театра оперы и балета.
А новый памятник прославленному земляку установлен на улице Горького, в Лядском саду. Воссоздал памятник скульптор Махмуд Гасимов, автор бюста Державина, который летом появился в Лаишевском районе. Архитектурное решение проекта принадлежит Розалии Нургалеевой, начальнику управления городского дизайна, председателю Союза архитекторов РТ. Проект включал не только сам памятник, но и малые архитектурные формы рядом с ним: светильники, декоративный полукруг за монументом.
Памятник задумывался как точная копия снесенного - и по материалу (бронза), и по внешнему виду, и по размерам, которые пришлось вычислять на компьютере. Воспроизведена даже ошибка с годом появления монумента во дворе университета: 1846-й, а не 1847-й. Как и в оригинале, инициалы "Г.Р." вынесены в отдельную строку. И все-таки есть небольшие отступления от настоящего "Державина", которые, правда, мало кто заметит. Например, слегка нарушены пропорции постамента. Скульптор признался, что, восстанавливая аллегорические картины Самуила Гальберга, погрешил против оригинала, "подправив" некоторое несовершенство в изображении обнаженных граций на левом барельефе. Но вряд ли стоит его за это винить. Тем более что скульптор не утаил своих действий от членов художественно-экспертной комиссии Министерства культуры РТ. В путеводителе С.Монастырского "Иллюстрированный спутник по Волге" (Казань, 1884) мы нашли такую нелицеприятную характеристику этого барельефа: "Изображение муз не вполне отвечает потребностям изящного вкуса; это просто коллекция обнаженных женщин, представленных с серьезными физическими недостатками". Автору виднее - он видел тот памятник своими глазами. Нам его оставили в наследство только в виде старинных фотографий, которые пришлось изучить Махмуту Гасимову. Именно он стал победителем конкурса на лучший проект памятника Державину, объявленного Министерством культуры республики. Соперник у него оказался всего один - скульптор из Санкт-Петербурга В.Обухов. Организация конкурса в данном конкретном случае - процедура малообъяснимая с точки зрения здравого смысла. Тем не менее, все было сделано, как положено. Предложения скульпторов рассматривались специалистами, свое заключение дала художественно-экспертная комиссия Министерства культуры РТ, по словам М.Гасимова, варианты показывали даже Президенту республики, который в целом проявил большую заинтересованность в организации юбилейных торжеств в честь Державина. |