Лилия АХМАДЕЕВА
Варваринская церковь была построена в конце XVIII века. На ее месте в 1774 году находился загородный дом казанского вице-губернатора Кудрявцева, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 годах церковь и была перестроена. Впрочем, точно не известно, в каком именно году был отстроен этот храм. Метрические книги имелись с 1784 года, но до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с подписью об устроении храма старанием местного священника Ильи Федорова в 1764 году. Однако в церковных документах имя этого священника не упоминалось, да и даты плохо согласовывались.
Не выяснив в 1913 году время основания храма, историки оставили тайну потомкам, которые, увы, уже никогда ее не разгадают: в 1922 году тот самый оклад комиссией по изъятию церковных ценностей был снят и принят на вес.
По преданию, церковь св. Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но затем в 1795 году там была построена своя церковь - во имя Федора, Давида и Константина - Ярославских чудотворцев.
Находящаяся в ту пору вдали от городского центра Варваринская церковь часто становилась свидетельницей любопытных фактов. Так, напротив нее, при въезде в город с Арского поля, находилась Сибирская застава, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту в 1742 году, по преданию, встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешила жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим и сам сосланный туда же. По этому же мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали именитые ссыльные: осужденный Екатериной II А.Н.Радищев (1790 г.); А.И.Герцен (1835) и В.Г.Короленко (1884), возвращаясь из ссылки; в 1864-м провезли на каторгу Н.Г.Чернышевского. На клиросе этой церкви неоднократно пел подросток Федор Шаляпин.
В октябре 1917 года Арское поле стало местом боев между большевиками и юнкерами. Юнкеры использовали колокольню Варваринской церкви как наблюдательный пункт, где установили пулемет, чем спровоцировали прицельный обстрел храма. Одним из орудийных выстрелов был сбит купол церкви. Командовал большевиками Николай Ершов. По иронии судьбы улица, ведущая к храму, названа его именем.
16 января 1930 года на заседании Президиума ЦИК ТАССР было удовлетворено ходатайство рабочих трамвайного парка о предоставлении им здания Варваринской церкви под клуб. Закрытию церкви пытались помешать прихожане, но тщетно.
В 1930-1931 годах было заведено уголовное дело по так называемому Казанскому филиалу в Татарской АССР Всесоюзной контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь». Среди других был осужден и протоирей Варваринской церкви Николай Петров.
В советское время в храме были кинематограф, протезная мастерская, одна из кафедр Казанского государственного химико-технологического института.
В 1992 году было воссоздано религиозное общество Варваринского прихода, образованное в 1779 году. Более тридцати тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий поставили свои подписи под обращением прихожан с просьбой о возвращении Варваринского храма православной церкви.
В конце 1994 года в истории многострадальной церкви открывается новая страница: в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен приходу. 17 декабря 1994 года, в престольный праздник (день святой Великомученицы Варвары) был совершен первый молебен.
С 1995 г. в здании храма идут реставрационные работы. Покрыты позолотой купола, установлены новые кресты, появился мраморный пол. В настоящее время восстанавливается храмовый иконостас, строится новая кирпичная ограда, благоустраивается территория. Двухъярусный деревянный дом, расположенный во дворе церкви, реконструируется под воскресную школу.
Стоит отметить, что реставрационные работы оплачиваются из средств храма. В основном это добровольные пожертвования прихожан.
"Казанские истории" (www.kazanhistory.ru) |