Ренат БИКБУЛАТОВ
Историк и публицист Афанасий Прокофьевич Щапов был яркой фигурой в русском обществе 60-х годов XIX века. «Жизнь Щапова заключает в себе столько поучительного, что не мешало бы лишний раз напомнить о нем читателям и противопоставить ее безмятежному житию наших официальных ученых», - писал о нем Г.В.Плеханов. А вот как образно и ярко говорил о Щапове А.Н.Герцен: «Ваш свежий голос, чистый и могучий, теперь, почти единственный, отрадно раздается среди разбитых и хриплых голосов современных русских писателей и глубоко западает в душу».
Родился А.П.Щапов в 1831 году в селе Анга Иркутской губернии в семье бедного деревенского дьячка. Мать его была буряткой. Мальчик рос в нищете. Учился он за казенный счет в бурсе (закрытое духовное учебное заведение), затем в духовной семинарии, которую блестяще закончил в 1852 году. После этого Щапова отправили в Казанскую духовную академию, где готовили миссионеров для распространения православия среди «восточных» инородцев. Здесь он защитил диссертацию «Русский раскол старообрядчества» и как лучший из выпускников был оставлен при кафедре русской истории.
Помимо чтения лекций Щапов принимал деятельное участие в организации воскресных школ. Хлопотал об учреждении общества для распространения грамотности. Постепенно под влиянием передовых людей и работы над собой укреплялось его воззрение, окончательно оформлялись демократические взгляды.
Осенью 1860 года Щапов уже преподает на кафедре русской истории Казанского университета. Сохранилось воспоминание об этой поре одного из студентов: «На первую лекцию собралось народу столько, что в большой 7-й аудитории не хватило места. Перешли в актовый зал. Появился весь ученый совет с попечителем во главе. Перед взорами толпы появилась фигура величественная, при всей своей внешней простоте. С первых же слов лектора вся масса, точно морская волна, набегающая на берег, как-то разом подалась вперед. Щапов стоял на своей кафедре, окруженный студентами. Со всех сторон было неподдельное внимание, наэлектризованное вдохновенной речью, затаившее дыхание. В своей лекции будущая Россия представлялась ему в виде федерации отдельных областей, пользующихся широким самоуправлением. Он говорил о развитии политического, народного самосознания и самообразования, об идее политического и народного самоуправления.
Онемевшая толпа расступилась перед ним с инстинктивным почтением. И вдруг раздался страшный гром рукоплесканий. Профессора и сам попечитель делали то же. С тех пор Щапов сделался кумиром студенческой массы. Теперь, когда читал лекции Щапов, все остальные профессора прекращали свои лекции; клиника и анатомический театр пустели».
А вот рассказ другого слушателя: «Щапов увлекал студентов неслыханной своей откровенностью, искренностью и смелостью. Раз в конце чтения он заявил, что на следующей лекции станет говорить о декабристах. И опять 7-я аудитория была битком набита… Он начал говорить с такой свободой и интересными подробностями. Эту лекцию Щапов закончил стихами:
Иной восстанет грозный мститель,
Иной родится мощный род;
Страны своей освободитель,
Проснется дремлющий народ.
Восторженный взрыв рукоплесканий и криков проводил смельчака-доцента».
Это был тогда почти единственный в России факт прочтения лекции о декабристах. Лекция Щапова о конституции также произвела огромный фурор. Такие воззрения ставили его в ряды лучших передовых людей своего времени, вызывая восхищение смелостью этого человека.
Щапов пробыл в Казанском университете лишь один учебный год (с 1860 по 1861). 12 апреля 1861 года он подал прошение о командировке в Москву и Петербург для знакомства с другими профессорами русской истории, такими, как С.М.Соловьев, Н.М.Костомаров, их методами преподавания. Но произошло событие, которое изменило всю его последующую жизнь. «Положение» 19 февраля 1861 года о крестьянской реформе было опубликовано 5 марта. Оно было своеобразно истолковано крестьянами: они отказывались от барщинных работ и уплаты оброков, кое-где захватывали помещичьи земли и леса. Один из трагических эпизодов произошел в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, где объявился «толкователь» этого положения - А.Петров. В Бездне собралось около пяти тысяч человек, так как разнесся слух, что «царский посол» будет объявлять «настоящую волю». На подавление крестьянского волнения были посланы войска. Командующий войсками дал приказ стрелять в народ. Жертвами стали более 350 человек, 57 были убиты. |