14 декабря 1819 г. экстраординарный профессор, надворный советник Николай Лобачевский был назначен в особый комитет "для проверки приведения в должное устройство и порядок университетской библиотеки". А уже в 1821 г. Лобачевский выдвигает важнейший принцип комплектования библиотеки, без осуществления которого невозможно развитие научной мысли: необходимость своевременного приобретения новейших сочинений и, прежде всего, важнейших научных периодических изданий.
3 мая 1827 г. Н.И.Лобачевский был избран ректором Казанского университета. Вступив в новую должность, Лобачевский не прекращает работу библиотекаря: он вырабатывает специальные правила, которыми необходимо было руководствоваться при комплектовании фондов библиотеки.
Требования Лобачевского к комплектованию библиотеки "новейшими сочинениями", наиболее фундаментальными научными работами и вообще книгами, приносящими "пользу для преподавания наук", сохранили свое значение и в наши дни, они актуальны и сейчас для любой вузовской библиотеки.
На взгляд многих исследователей и ученых, не было в истории университетского образования в России другого ректора, который бы так глубоко понимал значение книги, значение библиотеки, так блистательно разбирался в вопросах библиотечного дела и так много сделал для его развития.
На новом посту ректора Лобачевский стремился претворить в жизнь широкую передовую программу университетского образования, представление о которой дает его "Речь о важнейших предметах воспитания", произнесенная им через год после назначения ректором. Программа должна была направить всю систему подготовки в университете по новому руслу, "освободить ее от схоластики, обскурантизма, тупоумной зубрежки".
Свои принципы воспитания великий ректор последовательно проводил в жизнь. Сохранилось много воспоминаний воспитанников Казанского университета, в той или иной мере испытавших воздействие Лобачевского. На экзаменах, например, Николай Иванович "старался убедиться не в памяти студента, а в понимании им самой сущности предмета. Он всегда добивался развития способностей, сообразительности, больше всего ценил серьезность и самостоятельность мышления и почитал непрочным приобретение молодой памяти.
На доске он чертил медленно, старательно, формулы выписывал изящно, дабы воображение слушателей воспроизводило с удовольствием предметы преподавания. Учил по собственным конспектам, никогда не излагал сочинения других авторов, предоставляя слушателям самим познакомиться с дополнительной научной литературой. Преподавание для него было искусством, любимым делом. Он всегда оставался философом, и потому его лекции слушали с особым интересом. У него даже экзаменоваться считалось поучительным".
Лобачевский добивался существенного повышения уровня научной и учебной работы на всех факультетах. Он провел строительство целого комплекса университетских вспомогательных зданий: библиотеки, астрономической и магнитной обсерваторий, анатомического театра, физического кабинета и химической лаборатории. Пытался создать при университете "Общество наук", но не получил на это разрешения.
Журнал смешанного содержания "Казанский вестник" он заменил строгим научным журналом "Ученые записки Казанского университета", первая книжка которого вышла в 1834 г. Помимо этого ректор сам читал ряд специальных курсов для студентов, писал наставление учителям математики и заботился о постановке преподавания также в училищах и гимназиях. Наконец, он организовал чтение научно-популярных лекций для населения и открыл свободный доступ в библиотеку и музеи университета.
Цикл публичных лекций ректора носил название "О химическом разложении и составлении тел действием электрического тока". Он увлекательно и доходчиво объяснял самые сложные вопросы, ставил опыты; он читал "народную физику для ремесленного класса", не жалея ни сил, ни времени "для распространения вкуса к учению". В Казанском университете Лобачевский, наряду с математическими дисциплинами, читал лекции по астрономии, расширяя и углубляя их содержание. |