30.09.05Неразгаданная тайна Сяраку | Татьяна МАМАЕВА
Вчера в Государственном музее ИЗО прошла презентация выставки “Сяраку в интерпретации современных японских художников”. До Казани она побывала на международных бьеннале в Венеции и Сан-Паулу.
Тосюсай Сяраку был талантливым японским рисовальщиком и прославился гравюрами в стиле укие-э, он рисовал портреты актеров одного из самых любопытных театров мира - Кабуки. Сяраку жил двести лет назад в городе Эдо, так тогда назывался современный Токио. Мастер оставил после себя 140 работ, которые были созданы в период с мая 1794 по февраль 1795 года, то есть в течение всего десяти месяцев. Можно предположить, что такую творческую активность спровоцировали впечатления от прекрасного - большую часть коллекции составляют портреты актеров, хотя есть и борцы сумо, и самураи. С актерами театра Кабуки вообще вышла отдельная история - автор создал 28 гравюр, очень ярких и реалистичных, с которых на зрителя смотрят актеры в облике персонажей крупным планом. Он рисовал их с таким темпераментом и страстью, что возникает ощущение: Сяраку хотел перенести на бумагу целый спектакль. Сяраку можно сравнить с яркой кометой, которая пронеслась по небосклону, погасла, оставив за собой невидимый след. Его личность до сих пор покрыта таинственным флером. Он не принадлежал ни к одной известной художественной школе, а спустя всего десять месяцев после своего громкого художественного дебюта...внезапно исчез. Японские искусствоведы высказывают гипотезу, что Сяраку - это псевдоним, под которым скрывался кто-то из известных художников. Вот только зачем понадобилась эта мистификация, сказать трудно.
Жил на свете художник Сяраку или нет, по сути, это не так уж и важно, так же не важно, Шекспир ли написал свои пьесы или их действительным автором был, например, граф Рэтленд. Главное - мир получил произведения искусства. И не только ореол тайны, а изумительная техника заставляет художников многих поколений преклоняться перед Сяраку, чьи работы есть в коллекциях Британского музея и галереи Метрополитен.
Сяраку вдохновил и нескольких современных японских графиков и дизайнеров создать произведения в его стиле, а был он, надо сказать, весьма современным и креативным. В основе каждой из работ лежит гибкость мысли и точность ее воплощения. Перед нами любопытное сочетание графического дизайна и современного изобразительного искусства. Оказывается, маска может быть выразительнее лица, если она воплощает эмоции в чистом виде, если представляет нам их квинтэссенцию. Радость, страх, гнев - актеры театра Кабуки уводят нас в мир страстей. Невольно приходит мысль: если такой сгусток эмоций есть на поверхности, сколько же всего лежит в подсознании?.. А современен Сяраку не только потому, что угадал, в каком русле будет развиваться изобразительное искусство через несколько столетий. Страх, гнев - они во все века одинаковы. То же можно сказать и о радости. Эмоциональный мир человека никогда не устареет.ъ
"Время и деньги", N182-183 от 30 сентября |