23.09.05Все дело в технологии... |
А между тем практика показывает: где есть хороший учитель, там и с мастерскими все в порядке. Например, в казанской школе №40 кабинеты труда оборудовались еще 30 лет назад. Но до сих пор здесь все работает: и швейные машинки, и токарные, фрезерные и сверлильные станки. В мастерских - идеальный порядок, а сама школа являет собой живой пример востребованности детского ручного творчества: мальчики изготавливают дверные ручки для кабинетов, ящики для мусора, даже рабочие столы, девочки украшают стены своими красочными панно, выполненными по канонам народного творчества, - тут и вышивка бисером, и аппликация из нитяной крошки... Здешние школьники даже абажуры умеют делать сами, а в кабинете технологии учитель Римма Дейнекина с гордостью демонстрировала нам самую настоящую музыкальную шкатулку. Вот он, тот самый проектный метод в действии: для того, чтобы создать такое сложное изделие, ребенку надо действительно пройти определенный производственный мини-цикл.
- Конечно, сейчас растет поколение, которое работать не умеет, - говорит директор 40-й школы Альбина Дериновская. - Ментальность изменилась, дети считают: зачем напрягаться, если можно купить? Но когда они видят, что, например, сувенир, сделанный собственными руками, получился красивее, а иногда и качественнее покупного, мнение меняется.
Впрочем, считает Дериновская, их школе просто повезло на учителей - такие энтузиасты, как Дейнекина и ее коллега Рафик Гумеров, от которого, говорят, ни один мальчик не ушел, не научившись держать в руках инструменты, могут ученикам привить любовь к труду. Но таких нынче крайне мало. А размер учительской зарплаты, понятное дело, энтузиазма не прибавляет. Значит, считает Александр Леонтьев, надо обратить серьезное внимание на "человеческий фактор".
- Сейчас мы выходим в Кабинет Министров с предложением увеличить учителям технологии доплаты за содержание школьных мастерских, - говорит он. - Это позволит поднять зарплату учителям-мужчинам, которых сегодня так не хватает.
Это не единственное предложение, которое в Министерстве образования и науки подготовили для Правительства. Здесь хотят инициировать принятие целевой программы, средства которой пойдут на обновление материальной базы школьных мастерских и на поддержку педагогических кадров. Специалисты подсчитали: для обновления учебных кабинетов одной сельской школе требуется 350-400 тысяч рублей, городской - 650-800 тысяч (в зависимости от числа классов). На доплаты за мастерские уйдет около 113 миллионов рублей. Но на первом этапе в министерстве ставят задачу - создать в каждом районе республики как минимум одну образцовую базовую мастерскую. При планомерном же финансировании, считает Александр Леонтьев, дело можно сдвинуть с мертвой точки года за три-четыре. А если удастся должным образом наладить трудовое воспитание, преподавание технологии в школе, то и проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров решать будет проще.
Вместо послесловия В одной из казанских школ, где, как и во многих других, действуют так называемые "гимназические" классы, занятия в них велись по отдельному учебному плану, где есть углубленный английский, усиленная информатика, но не предусмотрены уроки технологии. Недавно родители школьников, обучающихся в этих классах, пришли к директору с просьбой - убрать из программы любой предмет и поставить вместо него технологию. Хотим, говорят, чтобы девочки умели шить, а мальчики - пилить и строгать. Компьютер компьютером, а умелые руки без куска хлеба никогда не оставят...
"Республика Татарстан", N191 от 23 сентября |