23.09.05Все дело в технологии... |
Впрочем, современные уроки труда, по мнению педагогов, должны учить не только этому. Ведь еще в начале 90-х годов в образовательных программах вместо предмета "труд" появилось понятие "технология". Эта дисциплина, по словам Александра Леонтьева, существенно отличается от прежней системы - как по содержанию, так и по целям и задачам. Изменились подходы к организации учебного процесса. Раньше все девочки в классе одновременно шили халаты, а мальчики делали указки или сколачивали скворечники. И неважно было, нужно ли школе столько указок и сколько халатов уже висит в домашнем шкафу семиклассницы. Теперь же предполагается так называемый проектный метод обучения: дети сначала должны провести (каждый индивидуально) своего рода "исследование рынка" - что именно нужно родной школе или его семье, будут ли они шить шторы для кабинета физики или делать подвесную полку для ванной комнаты... Затем разрабатывается проект, рисуются чертежи. И каждый трудится над своим индивидуальным изделием. Понятно, что такой подход требует от учеников более серьезной работы, фактически они осваивают полный производственный цикл - от заказа на определенное изделие до выдачи "на-гора" конечного продукта. Не случайно в курсе технологии появился даже раздел "Основы предпринимательства" - такие уроки, по мнению педагогов, готовят школьников к успешной работе в условиях рынка. Но этого не происходит. Почему?..
"Неудобный" предмет - "Технология" для руководителей районных отделов образования и директоров школ - предмет неудобный, - говорит Александр Леонтьев. - Ведь здесь нужны серьезные вложения. Конечно, в условиях постоянного недофинансирования делать акцент на предметы гуманитарного цикла выгоднее, для них не нужно оборудовать мастерские, покупать станки. Мы перед началом нового учебного года проехали по районам, посмотрели школьные кабинеты труда... Больно смотреть, что там творится, просто пустыня!
Переводя эту эмоциональную оценку на сухой язык цифр, отметим, что сегодня учебные мастерские в республике оснащены необходимым оборудованием на 57 процентов. При этом около 80 процентов установленных там станков имеют стопроцентный износ - как физический, так и моральный. Но в старых школах эти станки хотя бы есть, а вот в некоторых казанских микрорайонах-новостройках, говорят, мальчики на уроках технологии... делают бутерброды и плетут макраме, так как станков там и в глаза не видели.
- Состояние учебных мастерских вызывает большое беспокойство, - признается министр образования и науки республики Раис Шайхелисламов. - Слаба инструментальная база, абсолютно отсутствуют материалы, плохо и с кадрами. Мы очень серьезно недорабатываем в плане трудовой подготовки старшеклассников. Как при этом можно говорить о привитии элементарного уважения к рабочей профессии!
Человеческий фактор Кстати, о кадрах министр упомянул не случайно. Это тоже серьезная проблема. Найти профессионального преподавателя "технологии" - такого, чтобы и инструменты знал, и в основах предпринимательского дела разбирался, и организовать технологический процесс мог, - сегодня очень тяжело. И если для девочек преподаватели есть, то с педагогами-мужчинами - просто беда. В некоторых сельских школах чуть ли не сантехников приглашают, чтобы учили мальчиков пилить и строгать.
Хотя, между прочим, Елабужский педуниверситет с 1992 года ежегодно выпускает 125 человек с дипломом учителя технологии и предпринимательства. Если бы они все шли работать по специальности - для республики этого было бы более чем достаточно. Но потенциальные педагоги предпочитают не преподавать предпринимательство детям, а заниматься им в частном, так сказать, порядке. Например, небезызвестный Вадим Махеев, производитель одноименного майонеза, - выпускник ЕГПУ, несостоявшийся учитель технологии. |