23.09.05Все дело в технологии... | Евгения ЧЕСНОКОВА
О том, что экономике Татарстана катастрофически не хватает квалифицированных рабочих кадров, как и о необходимости наладить наконец их подготовку, в республике в последнее время говорят неустанно и на самых разных уровнях. Но, чтобы поднять престиж рабочих профессий в глазах современных школьников, одних разговоров мало. В республиканском Министерстве образования и науки справедливо полагают, что интерес к этому роду деятельности напрямую зависит от того, как поставлено трудовое воспитание в школе. Однако современная школа больше ориентирует детей на получение гуманитарных профессий. Согласитесь, трудно ожидать, что ребенок, которого усиленно обучают иностранным языкам и информатике, внезапно почувствует тягу к станку. Тем более что со станками в школьных мастерских нынче - просто беда. Да и вообще, уроки труда, или, как их теперь называют, уроки технологии, в последние годы не принято было относить к приоритетным.
Нужна ли голова без рук? Когда-то на уроках труда детей учили создавать вещи своими руками. Мальчики мастерили табуретки, девочки готовили и шили. До сих пор помню, какой популярностью у ребят из нашего класса пользовалось печенье, которое мы пекли в старенькой духовке единственной на весь кабинет плиты. А ситцевый халат, который я сшила в седьмом классе, стал моей любимой "летне-садовой" формой одежды и был впоследствии заношен до дыр.
Сегодняшним детям это трудно объяснить. В последние 10-15 лет страна переживала образовательный бум. Чуть ли не каждая вторая школа объявляла себя лицеем или гимназией с углубленным изучением отдельных (в основном гуманитарных) предметов, а многочисленные коммерческие вузы значительно облегчили доступ населения к высшему образованию. Уроки труда остались на периферии этого процесса. Существовавшая в советские годы система УПК (учебно-производственных комбинатов), когда дети знакомились с рабочими специальностями непосредственно на предприятиях, канула в вечность и вряд ли когда-нибудь возродится - нынешним ОАО и ЗАО обуза в виде подшефной школы не нужна. А в учебных программах для так называемых гимназических классов трудовое воспитание вообще не предусматривалось. И правда - когда уж тут шить или мастерить мебель, если все поголовно углубленно изучают английский и осваивают компьютер...
Между тем такой однобокий подход к образованию, считают специалисты, отнюдь не безобиден и уж точно не способствует воспитанию гармоничной личности.
- Мы рискуем вырастить, образно говоря, детей с большой головой и без рук, - говорит директор Департамента начального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки РТ Александр Леонтьев. - Детей, которые будут прекрасно ориентироваться в виртуальном компьютерном мире, но совершенно не будут знать мир реальный. Поэтому трудовое воспитание рядом с компьютером становится еще более актуальным.
Да, реальный мир - это в том числе и те самые элементарные базовые материалы (ткань, дерево, железо), с которыми мы когда-то имели дело на уроках труда. Кстати, вы замечали, как охотно совсем маленькие дети, не обращая внимания на дорогие игрушки, возятся с тряпочками, железяками, лепят куличики из мокрого песка? Психологи настоятельно рекомендуют родителям не запрещать им этого, поскольку таким образом малыш лучше и быстрее познает окружающую действительность. Педагоги считают, что для школьников опыт работы с элементами материального мира не менее важен, он помогает адекватно адаптироваться в реальности. Да и не дело это, когда дети, с легкостью взламывающие компьютерные коды, зачастую не умеют держать в руках молоток или иголку. |