Кто сказал, что Казани - 1000 лет? |
С 1997 года мы работаем над выявлением и изучением памятников истории и культуры татарского народа на территории Российской Федерации. В прошлом году, например, работали в Рязанской и Челябинской областях. Что сказать? Был татарский город Касимов - его уже нет. Был татарский город Троицк - его тоже нет. В Астраханской области те же тенденции. В этом году посетили татарские села Пермской области. Татарская цивилизация, как шагреневая кожа, сжимается к Поволжью, к Татарстану. Татарская городская культура России, к большому сожалению, уходит в прошлое. Процессы эти объективные, надо к этому относиться с пониманием, но и с сожалением. Надо хотя бы рассказывать людям об их историческом прошлом. Вернуть людям историческую память - это сейчас очень важно.
- В последние годы каждый район, каждое предприятие хочет написать о себе книгу. Как вы оцениваете такие желания? Может ли история быть чем-то похожим на художественную самодеятельность? Есть деньги - напишу о себе родимом…
- Каждую такую книгу надо оценивать отдельно. Например, историю Национального и Сберегательного банков, ряда районов республики писали, в том числе, и научные сотрудники нашего института.
Институт культурного наследия создан, прежде всего, для изучения социально-экономической истории, той истории, до которой академическая наука иногда не может дойти, тех тем, проблем и деталей, из которых строится общая история нашей республики. Это история отдельных городов и поселений, организаций и предприятий, государственных органов власти и управления.
Хотел бы подчеркнуть: прикладные исследования - это тоже задача академической науки. Мы считаем, что такие исследования не менее важны, чем фундаментальные труды. Директор нашего института нацеливает нас на то, чтобы мы занимались конкретной историей. Мы изучаем жизнь не только тех людей, которые жили в прошлом, но и наших современников. Смотрим не только далеко назад, во времена волжских булгар. Не меньший интерес представляет история XVII, XVIII, XIX и XX веков. Интересно воссоздать, как люди жили 50 или 70 лет назад.
В каждую историческую эпоху люди жили достойно. Были замечательные люди, деятели науки и культуры, предприниматели и священнослужители. К сожалению, традиционно больше внимания историческая наука уделяет политической истории. Мы обращаем внимание на историю рядовых людей, социальную историю общества.
Считаем своим достижением то, что удалось поднять интерес к истории предпринимательства в нашем крае. Это сейчас только ленивый об этом не пишет. А несколько лет назад, в 1995 году, когда мы начали изучать жизнь татарских купцов, этим за исключением Л.М.Свердловой, не занимался никто. Тогда и разработка этой темы, и выпуск книги о предпринимателях стоил нам немалых трудов.
Или взять историю мусульманских священнослужителей. Даже сотрудники Национального архива РТ в то время не знали, что у них есть фонд, в котором среди личных дел мулл хранятся более четырехсот фотографий этих духовных лиц. Когда те поступали на службу, они проходили утверждение в губернском правлении.
Для нас также важна история русских на территории республики, православия и русской культуры. Мы издали книгу «Республика Татарстан: памятники православной культуры». Подготовили к печати два фотоальбома - «Мечети Татарстана» и «Православные храмы Татарстана».
- Книжную продукцию перед юбилеем выпускали все, у кого были средства. Как бы вы охарактеризовали юбилейные издания в целом?
- Книг, посвященных истории Казани, в предъюбилейный год, действительно, издано достаточно много, но круг их авторов очень узок, а потому мало работ по-настоящему оригинальных. В основном это воспроизведение уже известных краеведческих фактов, перепевы старинных казанских путеводителей. В некоторых книгах можно показать целые куски из хорошо известных источников без каких-либо ссылок на них, интервью казанских знатоков вполне могут впоследствии выдаваться за авторские произведения интервьюеров, причем без особой дополнительной работы, без перепроверки данных, без уточнения фактов… |