Плюсы и минусы "европейской торговли". "Время и Деньги" N174 от 20 сентября |
А теперь о минусах. По прогнозу Центра сервейинга Поволжского антикризисного института, к концу 2005 года на 1000 жителей Казани будет приходиться 800 кв.м торговых площадей. Это почти столько же, сколько в Москве. Для сравнения: еще в начале года этот показатель составлял 388 кв.м. Обычно эти цифры рассматривают как косвенный признак растущего благополучия, но, как считают специалисты, появление новых торговых центров - не всегда повод для оптимизма. По мнению заместителя генерального директора по маркетингу ОАО “Сервейинговая компания “Единая арендная система” Рафаиля Бикметова (“ЕАС” - один из ведущих операторов российского рынка коммерческой недвижимости), в Казани вполне может сложиться такая ситуация, когда на одного покупателя будет приходиться десяток продавцов. Да и не надо быть специалистом для того, чтобы прикинуть, что зарплаты в Казани отнюдь не московские, следовательно, покупательная способность казанцев значительно ниже. Кроме того, торговые мощности Москвы рассчитаны на то, чтобы переварить и тысячи “гостей столицы”, которые, может, и не ездят теперь в Москву, чтобы приодеться специально, как это делали наши мамы и бабушки, но, оказавшись в первопрестольной по делам или проездом, не преминут прикупить какую-нибудь обновку. Так что, ориентируясь на Москву территориально, можно сильно просчитаться. Рафаиль Бикметов опасается, что многие торговые центры придется вскоре перепрофилировать. Аренда не окупается, и часть торговцев прогорает.
Есть и другие проблемы, более заметные покупателям. Например, несмотря на наличие огромного количества магазинов одежды и обуви, собранных под крышей торговых центров, везде продается примерно одно и то же. Такой вот парадокс - выбор вроде бы велик, и в то же время его практически нет. Для тех, кто за модой не гоняется или просто не в состоянии покупать элитную одежду и обувь, беда не велика. Чем прикрыть наготу, всегда найдется. Но тем, кто хочет большего, приходится туго. Для них миллениум ничего не изменил. В Казани до сих пор не представлены многие всемирно известные бренды. В наших магазинах выбор престижных торговых марок одежды ограничен. За изделиями многих фирм любителям красиво и дорого одеться по-прежнему приходится кататься в Москву или за границу. В этом смысле Казань так и не стала столицей. В казанских “бутиках” в основном представлена одежда средней и даже низкой ценовой категории. Последняя раньше продавалась на открытых рынках, но в рамках подготовки к 1000-летию они были ликвидированы, и продавцы перекочевали в торговые центры. У этого процесса есть и плюсы, и минусы. Вещи стали несколько дороже из-за более высокой арендной платы. Для людей с тощими кошельками это несомненный минус. Зато покупатели получили возможность примерять вещи в удобных примерочных, а не прячась за прилавком или за куцей простынкой. Да и продавцы не стоят теперь весь день на жаре или ледяном ветру. И это очевидные плюсы новых торговых центров.
Накануне 1000-летия Казань приросла не только торгово-развлекательными комплексами, но и ресторанами. Вкусно поесть в городе сейчас не проблема. На выбор гурманов предлагается татарская, русская, грузинская, армянская, итальянская, французская, японская кухня. Накануне праздника открылись ресторанные комплексы “Родная деревня”, “Венец”, “Парус”. Последний еще и дань прошлому. Несколько десятилетий назад в Казани уже существовал ресторан с таким названием, пользовавшийся у горожан большой популярностью. В Казани вновь появился Дом татарской кулинарии, который, собственно, ею не ограничивается. Там на выбор предлагают блюда и европейской, и восточной кухни. Немало в городе открылось и симпатичных кофеен, где можно недорого посидеть в уютной обстановке. Кофейный дом “Капитал”, “Шербурские зонтики”, Rombouts, Coffe Inn и многие другие, расположенные в уютных уголках Казани, ждут жителей тысячелетнего города. Все это тоже, несомненно, относится к плюсам.
В каком-то смысле тысячелетие, подарившее нам столько нового, не кончается. Остались проблемы, которые еще предстоит решать. Главное, чтобы вовремя, не дожидаясь второго тысячелетия. |