Плюсы и минусы "европейской торговли". "Время и Деньги" N174 от 20 сентября | Галина КИРИЛЛОВИЧ
С 6 сентября “ВиД” ведет рубрику “после 1000-летия Казани”, предложив читателям совместно с журналистами оценить то, что было сделано к юбилею города. Мы с нетерпением ждем читательских откликов, а сегодня мы делимся впечатлениями от потребительского рынка Казани, который перед юбилеем разительно преобразился.
Сверкающие, как елочные игрушки, здания просторных торговых комплексов на городских проспектах стали неотъемлемой частью вечерней Казани. Как часть городского пейзажа, они несомненно радуют, более того, даже тешат наше провинциальное самолюбие. Раньше такое можно было встретить лишь в столицах, в Москве и Питере, а теперь и у нас есть на что глянуть. На что глянуть, несомненно, есть, а вот насколько это сказалось на качестве нашей жизни?
Принято считать, что появление новых торговых комплексов - еще один шаг навстречу европейскому образу жизни. Но не миф ли это? Качество предлагаемых услуг далеко не всегда зависит от количества и размеров торговых залов. Да еще и разобраться надо, действительно ли столице Татарстана необходимо такое количество торговых площадей?
О том, что рост торговли является самым точным барометром экономического развития, мы знаем еще со школы. В столице Татарстана торговый бум начался несколько лет назад. Не секрет, что на интерес российских и зарубежных инвесторов к нашему городу повлияли как динамичное развитие потребительского рынка и рост покупательского спроса, так и миллениум, который мы пышно отметили менее месяца назад. Тысячелетний юбилей Казани, к которому готовились на всероссийском уровне, оказался прекрасным поводом для того, чтобы напомнить об экономическом потенциале столицы республики и возможностях, которые это сулит российским и зарубежным торговым компаниям.
По данным Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, капитальные инвестиции в сферу торговли Казани в предъюбилейном 2004 году составили около 6,5 млрд рублей. Большая часть этой суммы - 4,3 млрд рублей - приходится на долю татарстанских ритейлеров. Зарубежные и российские операторы потребительского рынка инвестировали 4,3 млрд рублей и 986 млн рублей соответственно. Показательно, что это на 33 процента больше, чем было запланировано в Программе развития городского рынка потребительских услуг на 2004-2008 годы.
Казань - третий город России, где открылся магазин шведской компании “Икеа”. Серьезным событием стал приход на потребительский рынок немецкого концерна “МЕТРО Кэш энд Кэрри”. В столице Татарстана успешно работают два гипермаркета “Рамстор” турецкой торговой компании “Рамэнка”. Российские торговые сети представлены в Казани пятью компаниями. Это “Пятерочка”, “Перекресток”, “Патэрсон”, “Марта” и “Магнит”, магазины которых удобно расположены в разных частях города. Из местных сетей наиболее известны “Эдельвейс” и “Бахетле”.
Сейчас количество торговых центров в столице Татарстана приближается к трем десяткам. “XL”, “Мегга”, “Южный”, “Модная семья”, “Сити-центр”, “Муравейник” давно стали привычным местом покупок для жителей нашего города. Во все эти центры и супер- и гипермаркеты едут всей семьей и нередко проводят полдня. Ведь, как и во всем цивилизованном мире, там можно не только побродить по магазинам, но и посидеть в уютном кафе, любуясь на рыбок в аквариуме и слушая журчание фонтана, а в наиболее продвинутых комплексах посетить кинотеатр или провести время в игровом салоне. И это несомненный плюс, ведь с их приходом отчасти меняется культура городского быта. Это особенно заметно, когда сравниваешь, как проводят досуг разные поколения казанцев. Мои сверстники, те, кому нет тридцати, в отличие от бабушек-дедушек и даже большинства мам и пап, домашним собраниям предпочитают отдых в кафешках, ресторанчиках. И за это нужно сказать спасибо в том числе и торговым центрам, где уютных и укромных кафешек много, и они доступны молодежи.
В ближайшее время в Казани должны открыться еще несколько торговых комплексов. Среди них торгово-развлекательно-гостиничный комплекс “Корстон-парк-отель”, гипермаркет “Кольцо”, торгово-развлекательный центр “Мега”. “Корстон-парк-отель” является частью широкомасштабной региональной программы ОАО “Комплекс гостиниц “Орленок” (Москва). Он возводится недалеко от парка Горького и будет состоять из гостиничной и торгово-развлекательной частей. Уже известно, что гостиница рассчитана на 192 номера, а в торгово-развлекательном комплексе будет представлено 150 арендаторов, большая часть которых известные московские компании. Гипермаркет “Кольцо” - проект ОАО “Красный Восток”. Он расположится между зданием КГФЭИ и площадью Тукая. Кроме торговых залов в гипермаркете здесь будут располагаться кинотеатр и блок бытовых услуг с прачечной и парикмахерской. Торгово-развлекательный центр “Мега” строит компания “Икеа”, в результате чего около мебельного гипермаркета появится целый городок, где можно будет не только сделать покупки, но и отдохнуть. |