15.09.05Джинн мусульманского кино |
К жанру притчи приближается и фильм азербайджанского кинорежиссера Октая Мир-Касыма "Колдун", удостоенный главного приза фестиваля. Хотя по части киноязыка это совершенно другая традиция и вообще другое кино... Действие фильма происходит в двадцатые годы прошлого столетия в одном из горных аулов. Чтобы приобщить здешних жителей к идее революционного переустройства мира, сюда направляется вооруженный отряд. В центре фильма - конфликт между командиром отряда и местным знахарем, перерастающий в духовное противостояние.
Тема гастарбайтеров из бывших советских республик Средней Азии, весьма щекотливая и пока что активно муссируемая только в жанре милицейской хроники, получила непривычно пронзительное звучание в фильме таджикских кинематографистов "Бродяга" (режиссеры - Гуландом Мухаббатова и Далер Рахматов). Проникнутый поистине материнским чувством любви, горечи и сострадания, этот фильм по праву удостоился специального приза Президента РТ "За гуманизм в киноискусстве".
Если судить по количеству наград, то достижения наших, татарстанских кинематографистов, участвовавших в конкурсе практически по всем номинациям, смотрелись довольно скромно, в том числе и в сравнении с работами их коллег из соседнего Башкортостана, которые увезли с собой два приза - за лучшие анимационный и короткометражный фильмы. В Казани же осталась одна-единственная статуэтка "Золотой минбар" - приз за лучшую мужскую роль. Так высоко жюри оценило участие известного казанского режиссера (!) Фарида Бикчантаева в дебютной полнометражной ленте Ильдара Ягафарова "Куктау". К слову, этот фильм уже побывал на "Кинотавре" и получил там приз за лучший продюсерский проект. Вот и на этот раз нельзя было не заметить, сколь неподдельным и пристальным был интерес и членов жюри, и почетных гостей "Золотого минбара" к первым опытам татарстанских кинематографистов в области игрового кино (вне конкурса был также показан фильм "Зулейха" по мотивам повести Гаяза Исхаки). Говорилось и о том, что, как это ни парадоксально, игровое кино в Татарстане зародилось прежде, чем для этого были созданы сколь-нибудь приемлемые условия. Звучит по нынешним временам невероятно, но татарстанский художественный кинематограф держится исключительно на энтузиастах. До сих пор в республике нет ни собственной киностудии, ни базы для подготовки творческих кадров для кинематографа. К слову, на открывающемся завтра в Казани съезде Союза кинематографистов РТ наверняка об этом снова будет идти речь, и дай бог, чтобы все опять не свелось лишь к "выпусканию пара".
Безусловно, дополнительным стимулом для развития татарстанского кинематографа и своеобразным катализатором этого процесса мог бы послужить кинофестиваль "Золотой минбар". При том условии, разумеется, если его учредители прислушаются к авторитетному мнению членов жюри и откажутся от мысли сделать этот фестиваль чем-то вроде переходящего знамени, "кочующим" из одной мусульманской столицы в другую. Как показывает опыт, такие кинофестивали долго не живут. Во всяком случае в качестве творческой трибуны.
Как бы то ни было, джинн по имени "Золотой минбар" выпущен на свободу... И прежде всего радует, что (против ожиданий) на первом мусульманском кинофоруме политики было меньше, а творческих открытий, наоборот, больше. Не вызывает сомнений востребованность этого фестиваля у кинематографистов многих стран, а также его огромный творческий потенциал и столь же мощная духовная энергетика, которую в одинаковой степени ощутили на себе как мусульмане, так и немусульмане. А какие еще нужны доказательства, что свою миротворческую миссию кинофестиваль выполнил сполна. И потому хочется думать, что уже в следующем году фестиваль "Золотой минбар" соберет в Казани тех, кто приумножает славу и авторитет мусульманского кино исключительно из любви к искусству. |