Золотая моя Орда. "Русский Newsweek" N31 от 22-28 августа | Роман ХРАПАЧЕВСКИЙ
Почти шекспировская история: одна из жен золотоордынского хана Менгу-Тимура (правил в 1267–1282 гг.) полюбила князя смоленского и ярославского Федора Ростиславича, «мужества ради и красоты лица его». Хатунь - так называли ханских жен - удерживала русского князя в Орде, несмотря на явное неудовольствие мужа. Чтобы легализовать своего любимого пленника, хатунь добилась его женитьбы на одной из ханских дочерей. Через 3 года Федор Ростиславич, первый из русских князей получивший титул гургэна (зять хана), все же вернулся домой, в Ярославль. Не без приключений - ему пришлось с помощью ордынцев свергнуть своего собственного сына от первого брака, который в его отсутствие узурпировал княжеский стол. Зато его отблагодарил хан, довольный, что красавец-князь наконец уехал - он дал в приданое 36 золотоордынских городов. В их числе - Казань.
Потомки князя, конечно, приданое растеряли. Но через пару веков русские все же поучаствовали в его разделе вместе с тюрками - выходцами с Алтая и предками татар и башкир - они решали, кто займет место золотоордынских ханов. Победили московские великие князья, вот только настоящими наследниками Чингисхана они так и не стали, предпочтя называть себя потомками римских императоров. Запад к тому времени был важнее Востока, да и христианская традиция обязывала.
Так тюркские степи стали простой провинцией российской империи, а русские забыли, с кем они делили более 500 лет своей истории. Теперь большинство путает тюрков с монголами и считает, что только незваный гость хуже татарина - это потому, что все кочевники с Востока - враги. И не только для обывателей - с XIX в. русские историки и философы регулярно клянут «татаро-монголов» за иго и отставание России от Запада.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Первый Тюркский каганат был создан в 551 г. На тот же VI в. приходятся и первые достоверные сообщения о славянах, в том числе о племенах —прямых предках русского народа. Конечно, племена эти существовали и раньше. Вот только «тюрками» или «славянами» себя не осознавали —они чувствовали себя членами рода, но не целого объединения племен, — это понимание возникает одновременно с государством. В случае с тюрками и другими степными народами — с появлением «кочевых империй» или «конфедераций», составленных из различных племен и родов, часто отличающихся языком и культурой. Кирпичики, из которых складывались кочевые конфедерации, могли меняться местами в произвольном порядке: сегодня доминировал тюркский род, завтра — монгольский, через сто лет — опять тюркский. Так, в III-IV вв. тюрки стали ядром Гуннской империи в Восточной Европе. Вместе с ними в нее вошли тюркские, финно-угорские, монгольские и аланские (т. е. иранские) племена. Именно тогда тюрки впервые столкнулись — вполне мирно —с предками славян. II даже помогли: от гуннов досталось врагам славян — германцам.
ПОНАБЕЖАЛИ ТУТ Потом были встречи далеко не мирные — что делать, культурные различия. Нравы правителей кочевых империй оставались неизменными на протяжении тысячелетий, но привыкнуть к ним другим народам было непросто. Например, обычай заключать договора с вождями соседей, требуя от них подкрепить слово своими дочерьми или сестрами. Для этого обычая у китайцев был даже специальный термин — «договор о мире, основанный на родстве». Китайцы знали о кочевниках больше других: еще в III в. до н. э. могущественный правитель сюнну Маодунь покусился на императрицу Люй-хоу из династии Хань. Маодунь в своем официальном письме откровенно написал ей о своих желаниях: «Вы, Ваше Величество, сидите одна на престоле, а я, одинокий и возбужденный, не имею никого рядом. Обоим нам скучно, мы лишены того, чем могли бы потешить себя. Хотелось бы променять то, что имею, на то, чего не имею». Люй-хоу воевать из-за такого оскорбления не решилась и ответила ухажеру, что она «немощная и дряхлая старуха». В VII в. предки русских впервые столкнулись с нравами кочевников — в Восточной Европе появляется могущественный монголо-тюркский Аварский каганат, в состав которого попали и некоторые восточнославянские племена. Для славян власть этого каганата оказалась настоящим культурным шоком. Почти через 500 лет автор русской Начальной летописи оставил хрестоматийный рассказ о мучительстве над славянами со стороны авар (по-древнерусски — обры), которые забавы ради запрягали в телеги славянских жен. При этом особо поразила воображение славян быстрота распада кочевой империи, вещь вполне обычная для Центральной Азии: «Быша бо обре телом велици и умом горди, [но] Бог потреби их, и помроша вси, и не остася ни един обрин. И есть притча в Руси и до сего дне: погибоша аки обре, их же несть племени ни наследка». Впрочем, кочевники вовсе не «погибоша» — просто с Востока пришла новая волна племен, и в конфедерации сменился гегемон. Если в Аварском каганате доминировали монголоязычные племена, то в новом образовании — Хазарском каганате — тюркские, например, булгары. Прочие кирпичики были почти те же, что и у Аварской империи — финно-угры, славяне, аланы и адыги. Но этому каганату уже противостояло славянское протогосударство. |