Воздушный балет с перегрузкой в 9G. "Время и деньги" N161 от 31 августа | Тимур ЛАТЫПОВ
Не удивлюсь, если через несколько лет выяснится, что число курсантов-казанцев в летных училищах страны зашкалит за среднестатистическую цифру: то, что показали вчера в небе Казани летчики всемирно известных пилотажных групп “Русские витязи” и “Стрижи”, просто потрясающе.
Летчики, как известно, - народ суеверный. Как рассказал за день до полета на пресс-конференции гвардии полковник, начальник-командир 237-го Гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации И.Н.Кожедуба (ЦПАТ) Анатолий Омельченко, у каждого - свои предполетные “ритуалы”. Но два “постулата” - незыблемы (уважение к ним прививается еще в училище): перед полетами летчики никогда не фотографируются, а приземлившись, обязательно жмут руку авиатехнику - в благодарность за успешный полет. И, судя по блестяще отработанной в Казани программе, традиции были соблюдены.
Шесть МиГ-29 “Стрижей” и пять Су-27 “Витязей” в затянутом тучами небе смотрелись необычайно эффектно. Да и “слушались” тоже впечатляюще - не каждый день над Казанкой ревут боевые двигатели. “Бочки”, “петли Нестерова”, “косые петли” с выпущенными шасси, “колокола”, проходы на предельных (160-180 км/ч) для истребителя скоростях и невесть что еще. Безупречная групповая слетанность делала идеально прорисованный строй едва не касавшихся друг друга самолетов изящно-ажурным и одновременно монолитно-тугим. Это трудно представить, но перегрузки, давившие на летчиков, достигали 9 g!..
Авиационная группа высшего пилотажа “Стрижи” входит в состав ЦПАТ и базируется в подмосковной Кубинке, издавна славящейся своими “парадными” авиационными частями. О достижениях ЦПАТ можно рассказать много. Достойно внимания хотя бы то, что в 1952 году впервые в истории авиации летчиками Центра был показан встречный пилотаж групп реактивных истребителей... Ну, а первое выступление “Стрижей” прошло 6 мая 1991 года. В этом же году в Швеции состоялся и первый заграничный показ. А уже в 1993-м “Стрижей” признали лучшей пилотажной группой мира. Характерный “окрас” их МиГ-29 - ярко-синий силуэт стрижа на фоне красного с белым и “МиГ” на килях - появился в начале 2003 года.
Коротко о машинах группы. Истребитель четвертого поколения МиГ-29 начал разрабатываться в 1972 году. 6 октября 1977 года он впервые поднялся в воздух, а в 1982-м был принят на вооружение ВВС. Интересно, что после объединения Германии МиГ-29 ВВС ГДР достались Бундесверу и, по признанию немецких летчиков, являются в настоящее время самыми маневренными истребителями НАТО. По характеристикам маневренности, разгона и скороподъемности МиГ-29 превосходит все серийные зарубежные истребители. Учебные воздушные бои с аналогичными по классу американскими F-15С Eagle, F-16С и французским Mirage-2000 показали преимущество МиГа в маневре и возможностях бортовой РЛС.
Из досье “ВиД”. МиГ-29: размах крыльев - 11,36 м, длина - 17,32 м, высота - 4,73 м, максимальная взлетная масса - 18480 кг, максимальная скорость - 2450 км/ч (М=2,3), потолок - 17000 м, дальность - 1500 км. Для борьбы с воздушными целями на подкрыльевых узлах МиГ-29 могут устанавливаться шесть управляемых ракет. Есть и 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Для действий по наземным целям самолет может оснащаться бомбами и ракетами “воздух - поверхность”.
В Кубинке же базируются и Су-27 “Русских витязей”, родившихся чуть раньше “Стрижей”, 5 апреля 1991 года. Это единственная пилотажная группа в мире, выполняющая высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей. Побед, одержанных “Витязями”, не перечесть. Но есть в истории группы и трагическая страница. 12 декабря этого года исполнится десять лет, как при заходе на посадку на вьетнамском аэродроме Камрань из-за плохой организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя “Витязей” и погибли четыре летчика... Пилоты “Витязей” гордятся своими машинами и утверждают, что ничего подобного в мире больше нет. Даже трудно представить, что разрабатывать истребитель Су-27 начали почти сорок лет назад, в 1969 году. 20 мая 1977 года знаменитый летчик-испытатель Владимир Ильюшин поднял его в воздух, а в 1982 году самолет начал поступать в строевые части. В 1986-1988 годах на Су-27 установлено 27 мировых авиационных рекордов.
Из досье “ВиД”. Су-27: размах крыльев - 14,7 м, длина - 21,935 м, высота - 5,935 м, взлетная масса - 30000 кг, максимальная скорость - 2500 км/ч (2,35), дальность - 3900 км, потолок - 18500 м. Вооружен пушкой ГШ-301 и шестью управляемыми ракетами “воздух - воздух”, которые могут заменяться бомбами и ракетами “воздух - поверхность”.
Главное, что порадовало на представлении “Стрижей” и “Витязей”, - искренняя радость многочисленной публики, собравшейся на Ярмарочной площади и в ее окрестностях. Каждый пируэт истребителей сопровождался аплодисментами и дружным “ура”. А уж когда летчики показали “колокол”, народ просто взвыл от восторга. Все-таки не зря Анатолий Омельченко подчеркнул, что главная задача “Стрижей” и “Русских витязей” - нести радость людям (“Нет ничего красивее высшего пилотажа!”) и зажечь в сердцах мальчишек и девчонок искру любви к небу: “Если, посмотрев наши полеты, кто-то решит стать летчиком, значит, мы свою задачу выполнили”. |