Карл Фукс, ученый-этнограф, исследователь Казанского края | "Всякому заезжему без сомнения странным покажется найти в казанских татарах народ более образованный, нежели некоторые европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением".
***
«Казанские татары, в течение трехсот лет от их покорения, сохраняют еще так много собственного, национального, что заслуживают особенного внимания наблюдательного этнографа. Они всегда живут довольно отдельно от русских и от других окружающих их племен, перед которыми они стараются, даже и ныне, поддержать то преимущество, каким отличались некогда их предки. Они гордятся своим происхождением, своими моральными качествами, своей религией, своим домашним бытом, всем, что составляет их отличительный характер…
Татарская слобода состоит ныне из регулярных улиц, по общему плану города; но они не вымощены и без фонарей, от этого особенно осенью, там бывает почти непроходимая грязь. Дома, по большей частью, деревянные, обыкновенно о двух этажах; есть много каменных, хорошо выстроенных…Нижний этаж каждого дома служит вместо амбара или отдается внаем, в верхнем живут сами хозяева…
У татар есть довольно странный обычай, что их мечети и школы не могут быть ни строены, ни поправляемы от общества, но от одного только какого-либо богатого человека. Вот, думаю, причина, почему у них некоторые общественные здания, по наружности, так мало поддерживаются в их прочности.
Обыкновенно простые мещанские дома располагаются следующим образом: на правой руке от двери в горницу стоит большая печь, при ней находится небольшой котел, в котором варится пища. На печи стоят два медные, полуженные кувшина, один мужу, другой жене, потому что они оба не могут умываться из одного кувшина…
Против двери, направо, стоит стол, покрытый пестрой бумажной скатертью, на столе поставлено маленькое зеркальце. У стены поставлены два красивообитых сундука, служащие украшением горниц и покрытые коврами. У самых столов постланы простые ковры. На каждом окошке стоят горшки с бальзаминами и душистыми базиликами. От большой печи вправо у стены висит занавес, закрывающий небольшое место; здесь, когда бывают гости, должна обедать хозяйка, чтобы ее никто не мог видеть…
Дома богатых татарских купцов, по наружности своей, мало отличаются от домов русских дворян и купцов. Внутри стены часто расписываются русскими малярами, где представлены, ландшафты с деревьями, с цветами, с рекой; иногда представлено море с кораблями; но никогда не там не увидишь ни людей, ни зверей, ни птиц – это строго запрещено… Почти у всех татарских купцов стоят клетки с египетскми голубями, которые, вероятно, воркуя, напоминают им не оставлять свих жен…На одном из столов положен алкоран, печатанный в Казани, нередко другие дорогие, красиво писанные алкораны и другие духовные книги...
Казанские Татары прекрасного телосложения. Лицо у них длинноватое, глаза большие, серые или черные, взор их проницателен, нос длинный, с горбом, восточный, губы толстые, а верхняя довольно длинна, скулы малозначущи; борода черная, искусно подстриженная и около губ подбритая, череп продолговатый и тонкий, всегда голый от бритья и покрытый тюбетейкой; уши длинные и отстающие от головы, шея очень толстая, плечи преширокие; грудь высокая. Они вообще высокорослы, и стан их необыкновенно прям. Походка их очень важная. Тело у них вообще белое и без волос. Многие татары дородны и толстобрюхи. В бытность мою в их мечетях я часто любовался, глядя на прекрасные значащие лица их стариков, и, по моему мнению, древние итальянские живописцы могли бы с них взять лучшие образцы для представления исторических персонажей из ветхого и нового заветов…
Татары горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны, по их состоянию довольно просвещенны, почти несуеверны, рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства, во всем умеренны и довольно трудолюбивы…
Самая лучшая черта татар есть гостеприимство; ежели позовет знакомый татарин в деревню к себе в гости, то можно знать наперед, что сделаешься на другой день болен…
Надо также отдать должную справедливость их муллам. Они стараются Восточное просвещение распространять не только по городам, но и в самых бедных деревушках, и в этом очень успевают. Почти каждый мулла имеет у себя домашнюю школу; за малую цену учит мальчиков и девочек арабскому языку, читает и толкует им алкоран и нравоучение своего строгого закона, который, к сожалению, не смягчает сердца и не укрощает жесткости и грубости нравов, что можно видеть из образа их жизни и их свойств…
Татары живут очень опрятно. В их избах чисто: они имеют страсть несколько раз в год белить печь, что делают даже в развалившихся хижинах. Женщины свое хозяйство держат в большом порядке и чистоте, хлебы печь большие мастерицы, и нигде нет таких вкусных и густых сливок, как у татарок… Татарки большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работы очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, то все их рукоделие вывешивается по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями…
Всякому заезжему, без сомнения, странно покажется найти в казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других. Посему-то всякий отец старается как можно раньше записать своих детей в училище, где бы они выучились по крайней мере читать и писать и узнали начала своей религии…»
Карл Фукс. «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях». По изданию 1844 года. |