Рашит АЛТЫНБАЕВ
Значительным событием в культурной жизни республики стало создание национального кинофильма «Куктау» («Небесная гора»). Это первый в XXI веке полнометражный художественный фильм на татарском языке.
История картины началась с идеи создания трёх тридцатиминутных игровых короткометражек, которые мы планировали со временем соединить в один полнометражный фильм о детях и детстве — картины на эту тему важны для подрастающего поколения и вместе с тем пользуются спросом зрителей, телевизионных каналов и кинопрокатных организаций.
Государственный комитет Татарстана по кинематографии провёл в 2000 году открытый республиканский конкурс литературных сценариев короткометражных художественных фильмов под девизом «Я родом из детства». Из большого количества поступивших работ жюри рассмотрело пятнадцать и отобрало три лучших. Сценарии кинорежиссёра Ильдара Матурова «История одной любви» по повести Г. Ибрагимова «Алмачуар» и писателя Георгия Аристархова «Я родом из детства» получили второе и третье места. Сценарий популярного татарского драматурга Мансура Гилязова «Утро привокзальной площади» о брошенных детях признали лучшим. Достоинства первого варианта сценария будущего фильма «Куктау» отметили все члены жюри конкурса, среди которых были И.И. Илялова, Р.Х. Курбанов и другие известные литературные и театральные критики и писатели.
Мансур Гилязов до этого никогда не писал сценариев для кино. Но талантливому драматургу не составило особого труда вникнуть в законы киноискусства и сценарного мастерства. Он раскрыл многие острые проблемы жизни нашего общества последнего десятилетия.
Госкино Татарстана решило поставить короткометражный художественный фильм по этому сценарию на татарском языке.
Нужно было найти способного профессионального режиссёра. Как раз в это время выпускник ВГИКа молодой кинорежиссёр Ильлар Ягафаров с успехом представил в Казани свой дипломный фильм «Бэхеткей» («Счастьюшко»). Эта игровая короткометражка на детскую тематику получила премии на студенческом кинофестивале в Хьюстоне (США) и Втором Международном кинофестивале «Мир тюркского кино» в Стамбуле (Турция). И выбор режиссёра на постановку фильма по сценарию Мансура Гилязова «Утро привокзальной площади» был сделан в его пользу.
Автор сценария и режиссерпостановщик существенно изменили сюжет и увеличили объём будущего фильма, от трёх до восьми частей. В течение всего 2001 года авторы фильма несколько раз переделывали сначала литературный, затем уже и режиссёрский сценарии, доведя его до рамок полнометражного кинофильма. В конце концов Художественный совет Госкино Татарстана утвердил киносценарий, позднее опубликованный в журнале «Казань».
Уже снимая картину, режиссёр полностью изменил финал. К сожалению, это несколько снизило идейно-художественный уровень фильма, и всё же он получился достаточно интересным и волнующим. Глубокое сочувствие вызывают герои картины. Карим — молодой мужчина, недавно освободившийся из тюрьмы. Шесть лет назад он стал невольным виновником аварии, в результате которой погибли несколько человек, в их числе его любимая жена. Выйдя из заключения, Карим надеется начать новую жизнь, но родители жены отказываются отдать ему маленького сына... На привокзальной площади Карим знакомится с Булатом. Этого мальчика, сироту и инвалида, усыновили американцы, и он должен уехать за океан. Там ему сделают операцию и он, возможно, выздоровеет. Но Булат не хочет уезжать в чужую страну, где «не разговаривают по-татарски», он мечтает найти свою родную маму, которая живёт в сказочной деревне Куктау. Карим пожалел мальчика, выкрал его прямо с вокзала и повёз в Куктау... Два одиноких человека стали самыми родными друг для друга, но в финале их всё-таки разлучили...
Главные роли в фильме исполнили Фарид и Юсуф Бикчантаевы. Отец и сын Бикчантаевы столь органичны в каждом кадре, что весь фильм смотрится на одном дыхании.
В фильме также замечательно играют известные артисты Ринат Тазетдинов, Шаукат Биктемиров и Равиль Шарафиев.
К несомненной удаче картины надо отнести работу оператора Рафика Галеева, художника Сергея Скоморохова и композитора Масгуды Шамсутдиновой.
В фильме живописно показана чудесная природа нашей республики, с любовью отображена татарская культура. Одним словом, можно с уверенностью сказать, что татарская полнометражная кинокартина «Куктау» состоялась, и это подтверждает успешная, при полных залах, демонстрация фильма в городах и районах Татарстана. А в апреле нынешнего года на Первом Межрегиональном фестивале национального кино «Родники культуры России» в Ярославле фильм «Куктау» был особо отмечен за вклад в сохранение национальной самобытности народов России.
Журнал «Казань» № 9 (2004 год)
|