Елена АЛЕКСЕЕВА В начале 30-х годов по инициативе «Таткино» объявляется конкурс на два сценария «из жизни и быта татар со времён феодализма, завоевания и до настоящего времени»... Победителем стал молодой партийный работник из Агрыза Абдрахман Шакиров. По его заявке известный кинодраматург Натан Зархи написал сценарий, который воплотил в жизнь режиссёр Юрий Тарич.
О том, как проходили съёмки фильма, оставил свои воспоминания детства известный татарский композитор Джаудат Файзи:
"...Вот уже несколько дней с языка не сходит весть о том, что группа из Москвы будет снимать у нас фильм «Булат-Батыр».
Съёмки шли в Кремле, на берегу Казанки. Пошёл туда и я. По левой стороне Кремля, по направлению к.мосту течёт и течёт людская река. Возле кремлёвских стен, на берегу Казанки, на нижних этажах башни Сююмбеки видны пёстро одетые люди, многие в чалмах, в чапанах.
На возвышенностях у ворот — пушки, солдаты в драгунских, с хвостами, фуражках времён Екатерины.
Вот подкатывает откуда-то машина с режиссёром и главным оператором. Режиссёр прокричал в рупор несколько команд и уехал, и тут возле кремлёвских ворот настоящий бой развернулся! Стреляют ружья, сверкают сабли, летят пики. Повсюду крики «ура!»...»
Фильм «Булат-Батыр», сохранившийся до сего времени, стал первой совместной постановкой киностудий «Совкино» и «Таткино».
Ассистентами режиссёра на этой картине были Каюм Поздняков и молодой, тогда никому неизвестный Иван Пырьев... В московском архиве сохранилась фотография, где запечатлены актриса А. Войцик, И. Пырьев, К. Поздняков, ассистент режиссёра В. Корш- Саблищ режиссёр К. Тарич, актриса Г. Кравченко, оператор Г, Гибер и другие участники съёмочной группы кинофильма «Булат-Батыр».
В фильме поднималась тема отцов и детей, оказавшихся в силу исторических событий в разных лагерях.
Фильм «Булат-Батыр» рассказывает о судьбе татарского мальчика Асфана, волею обстоятельств попавшего на воспитание к князю Потёмкину. Когда Асфан в чине прапорщика является с карательным отрядом в родные места и узнаёт, что руководит восставшими крестьянами его отец Булат, он освобождает предводителя повстанцев. В финале отец и сын оказываются в лагере пугачёвцев.
Картина «Булат-Батыр» не претендовала на глубокое исследование исторических событий, а была снята в приключенческо-романтическом жанре — об отважном свободолюбивом человеке, который защитил восставших против произвола и угнетения бедняков.
Эта картина пользовалась огромной популярностью в стране и за рубежом. В печати 1930-х годов отражён интересный факт прокатной судьбы фильма за рубежом: «В Германии после выхода на экраны «Булата-Батыра» какой-то белый эмигрант Антонов-Иванов, забравшись в проекционную будку, хотел уничтожить фильм».
Журнал «Казань», №9, 2004
|