Предисловие |
Еще больше интервью пронизаны болью за родной язык, возрождение которого до сих пор, по мнению многих, под вопросом, и за состояние высокой культуры, которую вытесняет на обочину "музыкальная пепси-кола". Почти всех тревожит отдаление от ислама, характерное сегодня для большинства российских татар. (Правда, советника президента РТ Рафаэля Хакимова больше беспокоит убогость современного ислама сама по себе). Чем грозит потеря традиций - никому объяснять не надо: в каждом третьем интервью речь идет о том, что нынешние темпы ассимиляции заставляют вспомнить мрачный прогноз Гаяза Исхаки, в одном из своих произведений предсказавшего гибель татарской нации через двести лет. С тех пор прошло сто лет... Кстати, это произведение Исхаки сегодня является для татарского общественного самосознания одним из фокусов, на котором концентрируется внимание самых разных людей. Кроме него, на формирование национального архетипа, безусловно, повлияли такие события, как падение Казанского ханства, татарский ренессанс начала XX века и смерть Тукая. И если мысленное обращение к трагическим событиям 16 века вполне объяснимо, как и гордость за уровень национального развития, достигнутый татарами перед первой мировой войной, то смерть 28-летнего Тукая в больнице в полном одиночестве, его последние слова будят совсем иные чувства. Это не просто классический сюжет: поэт и непонимающая толпа. В этом эпизоде проявилась ахиллесова пята нации, которой очень многие герои наших интервью (в том числе и президент РТ Минтимер Шаймиев) назвали зависть и недоброжелательность татар друг к другу. "Может быть, и Казанское ханство пало, потому что знатные люди города так и не смогли выдвинуть хана из своей среды?" - размышляет историк. "Если мы не научимся поддерживать и помогать друг другу, ничего не сможем добиться", - вторит ему музыкант...
Одна из сверхзадач проекта - представить татарам своих национальных героев XX века, показать достижения народа в самых разных областях: от философии и богословия до музыки и театра, от политики до морского дела и вулканологии. Книга задумана так, чтобы гордость за свою нацию стала бы не абстрактным понятием, а конкретным знанием духовного богатства предшественников и современников. По известным причинам вплоть до последнего пятнадцатилетия татары Татарстана были оторваны не только от своих истоков, но и от соплеменников за пределами республики и тем более СССР. Это, безусловно, обедняло нацию, лишало ее полноценных корней, искажало ее истинную историю. Чтобы ликвидировать это "белое" пятно, все представители национальной элиты, чьи интервью приводятся в книге, заполнили анкеты, назвав имена 100 выдающихся татар XX века. Кроме того, эти же анкеты заполнили и многие казанские ученые - сотрудники Института истории, языка и литературы Академии наук Республики Татарстан - за что им огромное спасибо. Таким образом, была сделана попытка до минимума свести субъективность этого списка и показать, какую роль играли татары в разных сферах жизни общества: от политики и литературы до богословия и благотворительности. Кстати, интересная деталь: несколько раз в список выдающихся, на их взгляд, татар, наши респонденты пытались внести нетатарские фамилии, обосновывая это тем, что без таких людей как историк Михаил Худяков, композитор Александр Ключарев, ученый Карл Фукс, физик Евгений Завойский и других невозможно представить себе национальную культуру... Большинство из представленных в этой книге интервью впервые были опубликованы в газете "Восточный экспресс" в рамках спецпроекта "Татарский век", который, как сразу же было заявлено, должен был перерасти в эту книгу. Масштаб работы и поставленные цели не позволили проекту уложиться в короткий срок: работа над книгой "Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар" продолжалась больше четырех лет, и в ней была задействована целая группа журналистов, ученых, фотографов и дизайнеров. В частности, нельзя не отметить большой вклад, внесенный в эту работу журналистами Резедой Даутовой, Ринатом Билаловым, Арсланом Минвалеевым, фотографом Александром Румянцевым и дизайнером Сергеем Васильевым-Ботвиновым. Без их деятельного участия эта книга не смогла бы состояться. |