Таткинопрокат: от создания до наших дней |
Помимо художественных фильмов, рассказывает он, охотно смотрели фильм «Булат-батыр», фильмы о Тукае, «Напевы родной стороны», «Татарские узоры», киножурнал «На Волге широкой», фильм о всесоюзной Камазовской стройке. Кстати, по иронии судьбы на самом КАМАЗе эти ленты не сохранились, есть они только в Казанском кинопрокате…
Отсюда отправлялись фильмы в кинотеатры, дома культуры, республиканские санатории и дома отдыха, детские лагеря…
Кстати, вся информация о фильмах, здесь хранящихся, обобщена в картотеку. Именно казанцы стали первыми вести картотечные записи, аннотируя каждый имеющийся фильм. И уж потом татарстанская система учета фильмов разошлась по всей необъятной стране.
Одна из функций кинопроката - это предварительное рекламирование фильмов. Ахат Беляев вспоминает, что в кинопрокате работал свой цех по изготовлению стендовой рекламы. По всему городу были расставлены огромные привлекающие внимание щиты. А когда был выпущен фильм «Война и мир» Федора Бондарчука, кому-то из художников пришла в голову смелая мысль: «А давайте сделаем такой же широкомасштабный рекламный стенд, как и фильм!». Изготовили 15 панно, каждое из которых достигало в длину 3-4 метра, и когда выставили стенд, он занял чуть ли не весь квартал! Автором этого панно был художник Гаврилов, замечательный мастер и очень бескорыстный человек. Была и анонсовая реклама по телевидению, на радио, ежемесячная кинопанорама на телевидении, которую вел Роберт Копосов, помещали рекламный материал в газетах «Советская Татария» с кадрами из фильмов, рецензиями и новым репертуаром, выпускали газету «На экранах Татарии»…
А уж как славился республиканский кинопрокат своими фестивалями! У Михаила Никитовича блестят глаза, когда он рассказывает, как приезжали в республику кинематографисты киностудий «Мосфильм» и им. Горького, «Ленфильм» и «Казахфильм... «Актеры и режиссеры Международных Московских кинофестивалей были в Татарстане частыми гостями. А особое внимание кинематографисты уделяли встречам с сельскими тружениками. Бюро пропаганды постоянно организовывало творческие встречи, фестивали, концерты киноактеров, творческих групп киностудий. Около миллиона зрителей посетило эти встречи!
«Боевое крещение» получили в Татарстане фильмы режиссера Владимира Рогового. Татарстанцы были первыми зрителями его картин, и все они вызывали нешуточный интерес!»…
Иду дальше. Работницы репертуарного отдела знают все фонды вдоль и поперек. Именно они обрабатывают заявки, они решают, какой фильм когда отправится в какой район. Учесть потребности всех зрителей не легко – кто-то хочет увидеть ретрофильм, кто-то – боевик или эротику. И те, и другие фильмы в кинопрокате есть. Так что можно не сомневаться – своего зрителя они найдут.
Впечатленная от увиденного, покидаю кинопрокат. Через день я вернусь сюда снова –обещали отыскать запрошенные мной фильмы.
И вот я снова здесь. Смотреть кино одной в пустом зале непривычно. Я уже осознаю, какой это труд – сохранить, сберечь фильмы для будущих зрителей, и поэтому мне становится немножко стыдно – за то, что киноленты идут для меня одной. |