Таткинопрокат: от создания до наших дней |
В фильмопроверочном отделе трудится 4 работницы. Когда-то их здесь было 16, а через их руки проходило до 100 тысяч фильмокопий в год. Но и сейчас работа кипит не переставая: на специальных аппаратах фильмопроверщицы просматривают километры пленки, находят обрывы, вручную их склеивают! Не верю своим глазам – только что пленка была потрескавшейся и неровной, а одно движение заботливой руки – и фильм как новенький! Скольким любимым кинолентам продлили жизнь работницы фильмопроверочного цеха! Каждый поступающий к ним фильм они тщательно просматривают, ремонтируют, присваивают им определенную категорию. Например, новенькие фильмы – 1 категории – эксплуатируются на городских киноустановках. А те, что чуть похуже – попадают в село, на более старое оборудование. Кстати, работа по проверке и ремонту фильмов – непростая, требующая невероятной концентрации и напряжения- не дай бог пропустишь поврежденный кадр – тут тебе и разочарование зрителей, и порча драгоценной копии фильма…А уж какая суровая доля выпала на нежные пальчики фильмопроверщиц! Работа-то в основном на руки и глаза приходится…
Перемещаюсь на фильмосклад. Здесь хранятся тысячи наименований фильмов! От немых до самых современных. Здесь и художественные, и документальные фильмы, и фильмы на узких лентах, и фильмы с субтитрами, и переводные…Когда-то наши фильмы, переведенные на языки народов братских стран пользовались большим успехом на теплоходах, на которых путешествовали «интуристы». Много и дублированных на татарский язык фильмов…Около 17 тысяч копий хранится здесь, около 6 тысяч наименований фильмов! Столько и представить себе трудно, не так ли? Правда, кое-что постепенно подвергается списанию – устаревают номера киножурналов «Хочу все знать» и «Горизонт», портятся копии фильмов. Ведь раньше в кинопрокат поступало по 15-20 копий одного фильма, а теперь – только одна. Если бы не мастерство фильмопроверщиц, изнашивалась бы она за считанные месяцы…
Экскурсию по фильмоскладу для меня проводит заведующий, Юркин Михаил Никитович. Долгие годы проработал он здесь, досконально знает, где какой фильм находится. Кстати, богатый фильмофонд есть не только в Казани, но и в филиалах кинопроката – Буинске, Чистополе, Бугульме, Арске, Набережных Челнах.
Все фильмы хранятся на специально пронумерованных полках, так, чтобы было их легко отыскать. Вот здесь лежат односерийные, здесь – многосерийные киноленты. Здесь – учебные программы, здесь – научно-популярные фильмы.
Михаил Никитович вспоминает золотые годы татарстанского кинопроката – на премьеры собирались полные залы, весь город заполоняли анонсы новых кинокартин, из столицы приезжали актеры-исполнители главных ролей. Встречали их, как и положено – чак-чаком, хлебом-солью…Бережно хранят сотрудники кинопроката фотографии тех далеких встреч…А какими были кассовые сборы! Говорят, что поступлений от показа трофейных фильмов Сталину хватило на финансирование создание атомной бомбы! Ну, слухи слухами, а кино раньше и вправду было искусством массовым. По полгорода просматривало популярные киноленты! А уж как ждали новых фильмов сельчане! Нефтяные районы, Камазовская стройка, Заинская ГРЭС - всем не терпелось попасть на киносеанс! А нынче, сетует Юркин, кинотеатры превратились в… «дома терпимости». |