Таткинопрокат: от создания до наших дней | Альбина АБСАЛЯМОВА
Здание Кинопроката на улице Петра Алексеева не так-то просто найти. Мало кто вообще знает, где находится эта улица. А кто-то и вовсе не подозревает, что есть в нашем городе красивый красный особнячок, утопающий в цветах. И что хранится в этом особнячке практически весь фильмофонд республики, все те фильмы, что смотрели когда-то и будут еще долго смотреть казанцы на широких экранах…
Признаться, я тоже никогда ранее не слышала ни об этой улице, ни об этом доме. Но вот я иду по тенистой аллее, пытаясь отыскать сокровищницу, хранящую в себе величайшие кинобогатства, оглядываюсь по сторонам, расспрашиваю прохожих…Кто-то недоуменно пожимает плечами, словно впервые услышав о кинопрокате, кто-то указывает путь…
Кирпичное двухэтажное здание я узнаю по рассказам старожилов кинодела – все они в один голос расхваливали прекрасный сад, посаженный еще сорок лет назад Ахатом Беляевым. И в самом деле – сад цветет и благоухает – на улице весна.
Кстати, это здание было построено в 1961 году руками сотрудников кинопроката. А руководил строительством сам Ахат Абдулхакович, деятельный и инициативный директор, любимец сотрудников и клиентов, справедливый и требовательный руководитель.
Поднимаюсь по лестнице. Все стены увешаны афишами - здесь и информация о тематических кинофестивалях, и анонсы современных лент. Каких только плакатов здесь не встретишь, каких только любимых актеров не отыщешь!
Просмотровый зал на втором этаже вмещает в себя 50 человек. Именно здесь работники кинопроката первыми в республики просматривают новые фильмы. Именно сюда приходило раньше на первые сеансы высокое начальство, именно отсюда выносило вердикт – пустить фильм на просмотр, одобрить его показ, или же, наоборот, попридержать, а то и вовсе запретить демонстрацию зрителю.
Прошу и мне показать что-нибудь из коллекции кинопроката. Оказывается, сделать это не так-то и быстро – сперва необходимо найти интересующий меня фильм по каталогу, затем – сделать заявку. Вполне может оказаться, что фильма в хранилище пока нет – его уже заказали, и фильм отправился, например, к юным зрителям в школьный лагерь. Или отбыл «на гастроли» в сельскую глубинку. Тогда придется подождать, иди выбрать что-нибудь другое…А вообще о движении фильмов все знают специалисты репертуарного отдела – именно они составляют репертуарные планы на месяц и более вперед, определяют потребность в том или ином фильме в разных районах республики. Так что им я оставляю свою заявку (а выбрала я ни много ни мало пять фильмов – это и один из первых татарских исторических фильмов «Булат-батыр», еще немой, снятый на заре 30х годов прошлого века, и «Любовь Ахата Беляева», и «Маэстро Деринг», и «Планета Казань», и один из номеров киножурнала «На Волге широкой»…) и отправляюсь на дальнейшую экскурсию по затаенным уголкам кинокоролевства.
Рядом с просмотровым залом висят портреты бывших директоров и ветеранов кинопроката. Всех из здесь помнят и любят, не забывают, постоянно интересуются их судьбой, поддерживают по мере возможностей. Начальник отдела кадров Светлана Григорьевна с удивительным теплом рассказывает о Полине Антоновой, проработавшей в кинопрокате с довоенных лет, о Сююмбике Кадыровой, первой из татарстанцев оказавшейся на обложке журнала «Киномеханик»…Говорят, что Сююмбека Сулеймановна вспоминала в последствии, как Председатель союза работников культуры на мероприятии в Москве, разглядывая журнал, интересовался: « И откуда Беляев набрал таких красавиц?!» |