Картина «Булат-Батыр» не претендовала на глубокое исследование исторических событий, а была снята в приключенческо-романтическом жанре — об отважном свободолюбивом человеке, который защитил восставших против произвола и угнетения бедняков.
Эта картина пользовалась огромной популярностью в стране и за рубежом. В печати 1930-х годов отражён интересный факт прокатной судьбы фильма за рубежом: «В Германии после выхода на экраны «Булата-Батыра» какой-то белый эмигрант Антонов-Иванов, забравшись в проекционную будку, хотел уничтожить фильм».
«Таткино» готовило свои, национальные кадры и в Казани — в кинотехникуме были организованы краткосрочные и долгосрочные курсы киномехаников с экзаменами и последующей практикой.
В 1927 году организуется головное предприятие ТУЗП (Татарское Управление зрелищными предприятиями), куда «Таткино» вошло «со всеми им объединяющими кинопредприятиями». В 1928 году Татарское управление зрелищными предприятиями было ликвидировано, а производственная деятельность была передана акционерному обществу «Востоккино», пайщиком которого стала Татарская Республика, на долю которой приходилось сорок тысяч рублей основного капитала. Самостоятельной организации «Таткино» больше не существовало. Все его специалисты теперь работали в «Востоккино», продолжая заложенные в «Таткино» традиции, да и руководство осталось прежним...
В 1929 году по плану «Востоккино» в Казани были сняты два фильма: художественная картина «Комета» и документальная лента «10 лет Татарстана».
Фильм «Комета» по сценарию В, Туркина, который был написан по мотивам пьесы Рахманкулова «Пучина», снял режиссёр Валериан Инкижинов, в нём играли Г. Кравченко, М. Яншин, К. Поздняков, 3. Баязедский и другие актёры. Картина рассказывала об эксплуатации духовенством и купцами беднейшего татарского населения в дореволюционные годы. В сюжет была вплетена лирическая история любви кучера и служанки купца. Кинолента до наших дней не сохранилась...
Документальный фильм, который в окончательном варианте получил название «Татарстан (Страна четырёх рек)» (режиссёр А, Дубровский, ассистент режиссёра К. Поздняков, операторы Н. Анощенко, К. Венц, В. Франциссон, музыка С. Сайдашева), был первой полнометражной кинокартиной в нашей республике.
При Татарском отделении «Востоккино» была создана производственная база, выпускавшая документальные фильмы о социалистическом строительстве в Татарской, Удмуртской и Марийской республиках: «Казань—столица Татарии», «По Каме», «Новая жизнь», «МАО» («Марийская автономная область») и другие кинокартины.
1 апреля 1932 года на базе производственной мастерской Татарского отделения «Востоккино» в Казани было организовано Татарское отделение «Союзкинохроники». С этого времени началось организованное и систематическое кинопроизводство в Казани. Были выпущены пятьдесят документальных фильмов и около ста сюжетов для всесоюзного экрана. В разное время регулярно выпускались киножурналы «Татарстан», «Межреспубликанский киножурнал», «Дружба народов».
В 1939 году началось строительство нового здания Казанской студии кинохроники, которое было прервано с началом Великой Отечественной войны. Кинопроизводство на студии продолжалось до 1942 года, когда она стала кинокорреспондентским пунктом Куйбышевской студии кинохроники. В числе многих других специалистов там по-прежнему работали и бывшие стипендиаты «Таткино» — кинорежиссёр Каюм Поздняков и кинооператор Константин Мотков.
Таким образом, «Таткино» создало за три года своего существования мощную базу для дальнейшего развития кинематографа в Татарстане, которое с тех пор не прекращалось. И прежде всего «Таткино» выполнило свою самую важную миссию — подготовило собственных специалистов.
Источник: журнал «Казань», №9, 2004
|