Острая нехватка своих кадров заставила правление «Таткино» отобрать талантливую молодёжь для учёбы в Москве. Тогда это был так называемый ГТК — Государственный техникум кинематографии (позднее — ВГИК), где учились несколько стипендиатов «Таткино».
Из письма Каюма Позднякова (впоследствии — первого дипломированного татарского кинорежиссёра) секретарю правления «Таткино» В. Егорову узнаём некоторые подробности его московской жизни: «...При Центриздате организовали группу Восточных сценаристов, куда и я вхожу, группа эта разрабатывает сценарии, хорошо было бы и Вам связаться с ними!».
Другой студент, Нигматуллин, пишет:
«Совкино реорганизуется в Синдикат при Наркомпросе. На экранах Москвы показываются картины большей частью советского производства—никуда не годные. В общем — заветного ничего нет. За халтурщину и за растраты арестованы известные производственники, около 35 человек. В том числе наш зав. учебной частью Михин, за картину «Абрек Заур», которая стоила для Госкино 120.000 рублей и т. д. 15 мая 1926 г.»
Студенты, приезжая в Казань на каникулы, снимали курсовые работы. Константин Мотков (впоследствии первый татарский кинооператор), снимал 17 июня 1926 года празднование сабантуя.
Сохранилось письмо товарищу Рыкову, подписанное юным сыном Галиасгара Камала с просьбой направить его на учёбу в кинотехникум; «Мы, Камал Анас и Садыков Сафа просим Вас указать как и каким образом можно поступить в Госкинотехникум. У нас это желание хранилось в сердце много лет — мы хотим быть актёрами и вместе с ним даём честное ленинское слово, что государственные деньги на стипендию не пропадут даром...».
По инициативе «Таткино» объявляется конкурс на два сценария «из жизни и быта татар со времён феодализма, завоевания и до настоящего времени»... Победителем стал молодой партийный работник из Агрыза Абдрахман Шакиров. По его заявке известный кинодраматург Натан Зархи написал сценарий, который воплотил в жизнь режиссёр Юрий Тарич.
О том, как проходили съёмки фильма, оставил свои воспоминания детства известный татарский композитор Джаудат Файзи:
«...Вот уже несколько дней с языка не сходит весть о том, что группа из Москвы будет снимать у нас фильм «Булат Батыр».
Съёмки шли в Кремле, на берегу Казанки. Пошёл туда и я. По левой стороне Кремля, по направлению к.мосту течёт и течёт людская река. Возле кремлёвских стен, на берегу Казанки, на нижних этажах башни Сююмбеки видны пёстро одетые люди, многие в чалмах, в чапанах.
На возвышенностях у ворот — пушки, солдаты в драгунских, с хвостами, фуражках времён Екатерины.
Вот подкатывает откуда-то машина с режиссёром и главным оператором. Режиссёр прокричал в рупор несколько команд и уехал, и тут возле кремлёвских ворот настоящий бой развернулся! Стреляют ружья, сверкают сабли, летят пики. Повсюду крики «ура!»...»
Фильм «Булат-Батыр», сохранившийся до сего времени, стал первой совместной постановкой киностудий «Совкино» и «Таткино».
Ассистентами режиссёра на этой картине были Каюм Поздняков и молодой, тогда никому неизвестный Иван Пырьев... В московском архиве сохранилась фотография, где запечатлены актриса А. Войцик, И. Пырьев, К. Поздняков, ассистент режиссёра В. Корш- Саблищ режиссёр К. Тарич, актриса Г. Кравченко, оператор Г, Гибер и другие участники съёмочной группы кинофильма «Булат-Батыр».
В фильме поднималась тема отцов и детей, оказавшихся в силу исторических событий в разных лагерях.
Фильм «Булат-Батыр» рассказывает о судьбе татарского мальчика Асфана, волею обстоятельств попавшего на воспитание к князю Потёмкину. Когда Асфан в чине прапорщика является с карательным отрядом в родные места и узнаёт, что руководит восставшими крестьянами его отец Булат, он освобождает предводителя повстанцев. В финале отец и сын оказываются в лагере пугачёвцев. |