"Даешь революционное кино!" |
Первого октября 1924 года «Таткино» стало "чисто государственным учреждением», так как было реорганизовано, после чего из него был выведен частный капитал...
С самого начала своей деятельности «Таткино» организует свой фонд кинокартин — закупает их в Москве, а также у частных предпринимателей. Собрав необходимый для обслуживания зрителей картинами фонд, «Таткино» устремило свое внимание на тогдашние кантоны, то есть районные города республики. В них посылаются уполномоченные, которые на местах проверяют техническое состояние аппаратуры, оборудования, изучают посещаемость и так далее.
«Таткино» принадлежало восемь кинотеатров. В главном кинотеатре Казани «Электра» бережно сохранили с дооктябрьского времени музыкальный оркестр, состоявший из первой скрипки, альта, флейты, флейты-пикколо, контрабаса, виолончели, кларнета, трубы, второй скрипки, тромбона, литавр, фортепьяно. В других кинотеатрах работали по меньшей мере музыкальные трио...
Один из них — «Татарский национальный кинотеатр», как его называли вначале, а затем - «Чаткы»; «Таткино» потребовалось немало усилий для организации этого рассчитанного на четыреста мест кинотеатра, который стал работать уже с сентября 1924 года. Здесь шли кинофильмы с титрами на татарском языке, которые изготавливались в кинолаборатории «Таткино». Эти фильмы демонстрировались не только по всей республике, но и за её пределами там, где проживало татарское население. Если же по какой-либо причине не было титров на татарском языке, то в кинотеатре работал «специальный глашатай-переводчик».
Чтобы сделать кино более доступным для рабочих, «Таткино» установило на сеанс цены от пятнадцати до двадцати пяти копеек, а также ввело систему рабочего кредитования. Красноармейцам вообще делалось исключение: они пропускались в кинотеатры бесплатно — примерно две тысячи человек ежемесячно.
Кроме того, летом, когда большая часть военнослужащих находилась в лагерях, два раза в неделю «Таткино» показывало им кинофильмы.
Одним из важнейших направлений деятельности «Таткино» была работа в деревнях. Вся республика была поделена на восемь районов, удобных для киноработы — в каждый район выделили кинопередвижку с киномехаником, который работал по точному маршруту и плану так, чтобы в месяц было продемонстрировано не менее двадцати кинофильмов. Таким образом, обслуживали сто семьдесят три больших села и деревни Татреспублики с населением в пятьсот две тысячи человек.
В Национальном архиве Республики Татарстан сохранились отзывы об этой работе: «В селе Биляр масса крестьян, в особенности подростки, видят киносеанс первый раз в жизни», «У нас в селе Куюках кино за всю Революцию первый раз»...
Несмотря на многочисленные трудности, практически сразу началась киносъёмочная работа — «произведена киносъёмка траурной демонстрации похорон В.И. Ленина, причём на этой картине надписи сделаны на татарском и русском языках и как первый опыт надписи вышли весьма удачно», — отмечено в отчёте. Этот опыт был продолжен.
Через Госкино в Госплан СССР была сделана заявка на покупку тридцати пяти тысяч метров негативной киноплёнки для съёмок. Уже в июле 1924 года выполнили две пробные работы: «съёмки похорон красного летчика тов. Бычкова и отдельные моменты прошедшей в Казани инсценировки империалистической войны», «произведена засъёмка показательных материалов пожарного депо в Казани» и так далее. Позднее была снята хроника «Приезд в Казань товарища Луначарского», показанная в казанском кинотеатре «Электра». В отчётах, однако, неоднократно отмечается, что и темп работы значительно задерживается из-за отсутствия специалистов, например, необходим опытный кинооператор и отчасти за отсутствием необходимых материалов»...
Интересная деталь: в отчёте о деятельности «Таткино» за первый квартал 1925 года сказано, что «право на существование в пределах Татарской Республики «Таткино» получило, очередная и ближайшая задача — получить это право и в масштабе СССР». Что, собственно, кинематографическое объединение и делало на протяжении всех лет своего существования! |