"Даешь революционное кино!" | Елена АЛЕКСЕЕВА
В 1917-1918 годах в Казани и ряде других городов Татарии работали кинематографы, созданные ещё до революции. На первых норах их деятельность оставалась прежней, демонстрировались старые ленты. Местные Советы стали обращать всё более пристальное внимание на деятельность кинематографов, стремясь превратить их в очаги новой культуры. Перед сеансами читались доклады и лекции. Например, 28 декабря 1917 года Чистопольской, уездный Совет одобрил проведённую реквизицию кинематографов и назначил комиссара кинематографа.
Несмотря на крайне ограниченные технические возможности, малочисленность аппаратов для демонстрации фильмов, скудное состояние репертуара идейно-политическую пестроту имевшихся кинолент, кино всё шире вторгалось в жизнь рабочих и красноармейцев, становясь очень перспективным направлением культурно-просветительной работы.
13 ноября 1918 года президиум Казанского Совета принял решение о создании в рамках губернского отдела народного образования специального кинокомитета. 2 декабря он приступил к работе. В него вошли, в частности, А.И. Доганов, О.И. Гребнева, А.П. Машкин и К.А. Рукавишников. Была проведена реквизиция всех кинотеатров Казани. В ведение кинокомитета поступили кинотеатры «Электра», «Пассаж», «Большой театр», «Палас», «Свет», «Пате», «Олимп», «Художественный», «Народный», «Ампир» и «Адмиралтейский». Все они были опечатаны, произвели перепись их имущества, взяли на учёт киноленты, и после этого кинотеатры начали действовать под руководством кинокомитета.
Фотокиносекция Главполитпросвета Татреспублики, имея в своей собственности реквизированные здания кинотеатров, кинооборудование и киноленты, самостоятельности не имела. Не имели никаких прав и немногочисленные частные арендаторы кинотеатров. Это наглядно видно из Инструкции по применению Постановления СНК от 19 декабря 1922 года об учреждении центрального государственного фото-кино-предприятия «Госкино».
Частные и государственные прокатные предприятия, не заключившие договоры с Госкино, подлежали немедленной ликвидации. Каждая кинолента, демонстрировавшаяся в кинотеатрах, клубах и учреждениях на территории РСФСР, должна была «быть снабжена от цензуры разрешительной карточкой», без этого права хождения в пределах территории РСФСР не имела. Все кинотеатры обязаны были демонстрировать только кинофильмы, взятые «из законно существующих прокатных контор».
На каждый фильм приходило из Москвы удостоверение, подобное следующему: Удостоверение Настоящим Всероссийский Фото-Кино-Отдел удостоверяет, что кинокартина «Человек с каторги» фирмы заграничной, принадлежащая Госпрокату в 6 частях с общим метражом 1439 метров, просмотрена Цензурной Комиссией от 22 ноября 1922 г., к демонстрированию в пределах РСФСР допускается. Завед. В.Ф.К. Отделом: Либерман Пред. Цензурной Комиссии Ретлинг Цензор Г.П.У. Вейнбер
Затем, в Казани, ещё раз требовалось получить разрешение на прокат фильма в Главлите. |