Минтимер Шаймиев - "Мы нашли золотую середину!" | Родился в 1937 году. С 1991 года - Президент РТ. С 1959 года - на хозяйственной и государственной работе. В 1969 - 83 гг. - министр мелиорации и водного хозяйства, в 1983 - 85 гг. - секретарь Татарского обкома КПСС, в 1985 - 89 гг. - председатель Совета Министров ТАССР. В 1989 - 90 гг. - 1-й секретарь Татарского обкома КПСС, в 1990 -1991 гг. - Председатель Президиума ВС ТАССР.
Каждый из участников проекта "Татарский век глазами национальной элиты" пристрастен, эмоционален и субъективен, как всегда субъективны очевидцы. Но, вместе взятые, эти интервью дают реальный образ времени. Безусловно, картина была бы неполной без размышлений президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
- Есть два классических понимания роли личности в истории. Маркс говорил, что историю делают массы. Другая точка зрения - историю делают личности. Интересно, что было бы, если бы другой человек оказался во главе республики в тот момент?
- Мне трудно сказать. Но я часто об этом думаю... Что было бы, если бы на моем месте оказался кто-то с более крепким характером, может быть, с большим интеллектуальным багажом? Нельзя же думать, что нет более умных и более подготовленных людей. Они, безусловно, есть. Но могли ли они сделать больше? Я сомневаюсь...
- Последние 15 лет были столь стремительны, что люди не успевают их осмыслить. Место понимания часто занимают мифы. О татарах мифов вообще не счесть. Какой из них вам кажется самым лестным? И какой наиболее вредным или неприятным?
- Прежде всего, у нас у самих есть миф о себе. Кратко это сформулировано в пословице: "Где татарин - там непредсказуемость". В этой самооценке народа понимание и положительных, и отрицательных черт нации. К отрицательным чертам относится, например, зависть. Это чувство может нас разделить, поссорить, и это, может быть, главное препятствие на пути к объединению...
Но хорошо, что мы в состоянии критически посмотреть на самих себя. Это говорит о силе народа.
- То есть зависть, часто отравляющая отношения татар, - это все-таки не миф, а реальность ?
- К сожалению, да. С моей точки зрения. В то же время у этой пословицы есть и положительный смысл. Она говорит и о целеустремленности, напористости, которых не отнять у нашего народа. Я бы сюда еще добавил трудолюбие и чистоплотность. Это отличительные черты татар. Сейчас, конечно, культура быта у всех высокая. Но и раньше, живя в нищете, татары всегда блюли чистоту... Есть строки у Абая, они мне запомнились. Абай в свое время критиковал казахов и в пример приводил татар. Когда поэт, уважаемый человек, критикует свой же народ, это звучит убедительно. Абай, кстати, преподавал в медресе в Семипалатинске, где училось много татар...
- То есть это такой штамп получается: еврей - умный, чеченец - гордый, татарин - трудолюбивый?
- Трудолюбивый и заботливый. Это говорят абсолютно все. И стремящийся к знаниям. Это было и остается. Особенно это заметно в странах СНГ, потому что наша интеллигенция внесла огромный вклад в развитие народов Средней Азии.
Что же касается отрицательного мифа, то это, пожалуй, хрестоматийная история о монголо-татарском иге. К сожалению, это искаженная история. Немногие знают об истинной роли Чингисхана...
Впрочем, наша истинная история тоже непростая. С моей точки зрения, мы - народ, "сваренный в котле" из разных компонентов: булгарского, кипчакского и т.д. Сильно на нас сказалось монголо-татарское нашествие и многолетнее присутствие Орды в Поволжье. Благо то, что сейчас и русские, и многие другие ученые постепенно более объективно восстанавливают ход истории.
-Человек, у которого родинка, у татар всегда считался счастливым. То есть Минтимер - это и счастливый, и одновременно железный. А вы себя каким больше ощущаете - счастливым или железным?
- "Меченым". Каждый счастлив по-своему. Но и мама, и папа рассказывали, что девочки в нашей семье в основном выживали, а мальчики - нет. И нам с братом Хантимером дали такие "железные" имена, чтобы мы выжили. И действительно так случилось. Но сказать, что имя отражает мои человеческие качества, я не могу... |