Миркасым Усманов - "У татар есть свой Зорге!" | Родился в 1934 году в Китае. Историк, археограф, публицист. В 1955 году приехал в Казань. С 1963 года - в КГУ. Один из организаторов и руководителей археографических экспедиций КГУ. Действительный член Академии наук РТ (1992). Профессор. Заслуженный деятель науки ТАССР (1984). Завкафедрой на истфаке КГУ.
"Письменная история в какой-то мере является политическим паспортом той или иной власти", - считает известный татарский историк Миркасым Усманов.
- Миркасым Абдулахатович, как вы считаете, не был ли в начале века задан ошибочный вектор развития нации? Может быть, мы бы могли еще долго существовать в законсервированном состоянии без всякого обновленчества и не столкнулись бы со многими из нынешних проблем?
- Я так не считаю, потому что и более консервативные народы пострадали во время правления большевиков. Нашлась бы масса других причин для избиения татар. Да, некоторые идеологи национального движения заявляют, что ошибка татар была в европеизации, начавшейся в конце XIX века. Но я думаю, что это ошибочная точка зрения. Если бы тогда не было просветительства, то и этих же лидеров сегодня могло не быть - им попросту нечего было бы сказать. Посмотрите, что стало с народами, не имевшими в то время национальной идеи. В то же время говорить о том, что это период расцвета только потому, что в этом веке была создана формальная Татарская автономная республика, - это самообман.
- Получается, итоги века безрадостны?
- Это столетие стало для нации тяжелым испытанием. В XX век татары вступили с большой надеждой, хотели сделать общество открытым, доступным не только для самих себя, но и для внешнего мира. Начало века ознаменовалось всеобщим пробуждением татарского народа. Татарское просветительство вышло на новый уровень, произошло обновление школьного образования. Отказывались от косности и догматизма. Происходившее хорошо сформулировал Тукай в журнале "Анг". "Мы проснулись в 1905 году утром", -писал он. Если до первой русской революции джадидизм был уделом небольшого круга просвещенной верхушки, то после нее движение охватило все слои населения. Тукай, отмечая это, связывал пробуждение со всей историей России.
До двадцатых годов у татар были большие достижения. Но с установлением диктатуры большевиков все пошло насмарку. Первые удары сталинских репрессий достались именно татарам в связи с так называемым султангалиевским делом. Фактически это даже не политическое движение, а общественная мысль трезвой части партии большевиков, предлагавших вести дела не так, как предлагали в Кремле. Произошло избиение интеллектуалов татарского народа и в рамках так называемой Татарской республики, и во всей России. Это происходило и с другими народами страны, и русским в том числе. Но для татар это оказалось особенно болезненно, потому что была уничтожена прослойка интеллигенции, едва успевшая возникнуть у нашей нации в конце XIX-начале XX века.
- В чем заключается главная беда нации в ХХ веке?
- Главной проблемой татар было лишение их собственности. Не получая от царского правительства ни копейки, нация содержала тысячи медресе и начальных школ. Татарские меценаты сумели развить культуру до такой степени, что с 1905 по 1925 год издавались десятки и десятки газет. Потом, при большевиках, содержать школы и газеты оказалось некому. Образование стало стандартным коммунистическим, а число газет многократно уменьшилось, и они сделались органами партийных комитетов. В результате татар лишили не только собственности, но и элементарного права на самовыражение.
- Сейчас снова есть частная собственность и богатые татары. Но тем не менее нового расцвета не наблюдается...
- На эти вещи надо смотреть не арифметически, а алгебраически. И потом, кто у нас сейчас амые богатые люди? Каким образом они стали богатыми? Криминалитет и чиновничество. Эти наши новые русские и татары вряд ли будут спонсорами, у них другая психология: они думают только о том, как заработать и еще раз заработать. А вот их дети, которым эти деньги достанутся честным путем, по наследству, будут действовать иначе.
- Кто определил судьбы нации в XX веке?
- Все относительно и условно. Я, как и все люди, нахожусь под влиянием тенденциозных выступлений и рецензий. Однозначно могу лишь сказать, что в литературе многое определили, безусловно, Тукай и Джалиль. Есть еще Фатих Амирхан, оказавший большое влияние своим интеллектуальным зарядом на татарскую литературу. Именами этих людей я бы и ограничился.
- Вы профессиональный историк и наверняка сможете назвать неизвестного героя нации, о котором никто не знает.
- Есть один человек. Это Фатых Муслимов, агент КГБ. В 40-е годы он руководил восстанием против режима Чан Кай Ши в Западном Китае. О нем у нас практически не знают. Муслимов родился в Панфилове, бывшем Джаркенте, на территории современного Казахстана. В начале 20-х оказался в Китае, жил обычной жизнью, но в 1944 году возглавил движение против Гоминьдана. Повстанцы, среди которых были казахи, уйгуры, татары, победили в трех областях Западного Китая. Как писал Мао Цзэдун, это был удар в спину Чан Кай Ши. Потом Муслимов был репрессирован. Выйдя из тюрьмы, уехал в Советский Союз и скончался в Алма-Ате. Это действительно героический поступок -собрать в горах повстанческие отряды и выступить против правительства огромной страны. Есть другой татарин-разведчик, Касымхан Чанышев, который привел в исполнение смертный приговор атаману Дутову. |