Зиля Сингатуллина - "Пусть мои ученики поют лучше меня" | Родилась в 1949 году в Башкирии. Певица (сопрано), педагог. Народная артистка ТАССР, Каракалпакской АССР, РФ (1980, 1980, 1995). С 1973 года-солистка Татарского театра оперы и балета, с 1983 года - преподаватель Казанской консерватории, профессор (1998), завкафедрой сольного пения. Лауреат Госпремии ТАССР им. Тукая (1984).
Ее и сегодня называют Алтынчеч, хотя счастливое время одноименной оперы Назиба Жиганова осталось далеко позади. Да и на родную татарскую сцену Алтынчеч выходит все реже и реже. Сегодня Зиля Даяновна- профессор Казанской консерватории, известный вокальный педагог.
- Зиля Даяновна, многие говорят, что в настоящее время иметь национальный репертуар для Татарского театра оперы и балета большая роскошь. Объяснение простое - на национальном не заработаешь. Поэтому ориентируются на заграничную публику и ставят в основном классику. Каким мог бы быть выход из этой непростой ситуации?
- Никто не хочет признать этого, но в действительности все разваливается. Мы хвалимся международным уровнем, а на самом деле у нас нет ни труппы, ни своего национального репертуара. Честно говоря, мне это непонятно. Должны же мы соответствовать своему громкому названию - Татарский театр оперы и балета. Нельзя все время думать о собственном кошельке. В результате подобной политики наши композиторы вообще перестали работать в области крупных форм. Ну хорошо, давайте возродим старые постановки. Но и на это не идет дирекция. Даже опера "Алтынчеч", которой когда-то открывался театр, сегодня звучит все реже и реже. Для нашего музыкального искусства это катастрофа! Мне кажется, выход один - целевая поддержка государства. И чем быстрее, тем лучше. Еще одна большая проблема на сегодняшний день. Почему солисты не нужны, а нужны только хор, кордебалет и оркестр? Разве не очевидно, что когда поет приглашенный состав, получается не самое лучшее качество? Нет той слаженности, которая и делает спектакль произведением искусства. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Когда мы, вчерашние школьники, приехали поступать в консерваторию, нас принимал Жиганов. Это был титан! Дал нашей культуре такой мощный импульс - создал консерваторию и спецшколу при ней, театр оперы и балета, Союз композиторов, оставил после себя столько интересных сочинений. Сама удивляюсь: как он мог разглядеть во мне, маленькой, худенькой, с неоформившимся еще детским голосом, будущую певицу? Вспоминаю с большой благодарностью и неутомимого Нияза Даутова, который буквально по крупицам собирал труппу, бережно растил солистов. |