Марсель Салимжанов - "Нострадамусы перевелись" |
- И все же татарский театр мы воспринимаем как своего рода оазис национальной культуры. Татарский театр трудно спутать с любым другим. Но и сюда неизбежно проникает маргинальная культура.
- Поймите, на старом багаже не уедешь, но лицо обязательно надо сохранить. Вот мы говорим: МХАТ - и невольно испытываем почтение. Но сегодня это заурядный московский театр, кстати, не очень посещаемый. МХАТ не смог сохранить свое лицо. Вот что самое страшное. Каждый театр - штучное создание. Пока он имеет самобытность, значит, имеет и право существовать. Еще в советские времена меня возмущало, когда нас сравнивали с прибалтийцами. Мы же совершенно разные! Такой выдающийся эстонский режиссер, как Карел Инт, пригласил меня как-то в гости. Говорит: сейчас увидишь спектакль - у тебя будет живот болеть от смеха. Ну, я посмотрел. По нашим меркам это полупровальная комедия примерно из одного ряда с выражением "горячие эстонские парни" - совершенно другие темперамент, традиции, условия формирования (под влиянием не столько русского, сколько немецкого театра). Потом он приехал ко мне и, побывав на одной из наших комедий, никак не мог взять в толк: почему так оглушительно взрывается аплодисментами зал? Наверное, каждый национальный театр и ценен тем, что имеет свое неповторимое лицо. Что касается нашей молодежи, то в ней я вижу будущее Камаловского. Она гораздо шустрее и развитее, чем старая плеяда. Хватает все на лету, гибкая, универсальная. На обсуждении пьесы молодые высказываются смело, невзирая на авторитеты, в отличие от старой гвардии. Туфан Миннуллин даже однажды обиделся. Так что я, когда иду к молодежи, волнуюсь больше, чем собираясь к старикам, с которыми прошел огонь и воду. Всегда мучаюсь: буду ли интересен им, смогу ли увлечь их. |