Марсель Салимжанов - "Нострадамусы перевелись" | Выдающийся режиссер ТГАТ им. Камала (с 1966 года). Заслуженный деятель искусств ТАССР (1970), народный артист СССР (1984). Поставил ряд спектаклей, вошедших в историю национального театрального искусства: "Американец", 'Угасшие звезды", "Казанское полотенце", "Бесприданница" и др. Лауреат Госпремии ТАССР им. Тукая (1971), премии им. Станиславского (1979).
Член сборной СССР по фехтованию, выпускник юрфака КГУ Марсель Салимжанов любовь к театру впитал с молоком матери - актрисы Галин Нигматуллиной. Но в ГИТИС он поступал втайне от родителей - те были против. Тем не менее стал режиссером, которого называли солнцем татарского театра. Это интервью взято за год до смерти мэтра.
- Марсель Хакимович, многие считают, что расцвет татарской культуры пришелся на начало XXвека. Вы согласны с этой точкой зрения?
- Не совсем. Скажем, официальным днем рождения татарского театра мы называем 22 декабря 1906 года, но ведь первые пьесы появились еще в XIX веке, у татар был даже свой театральный критик. Так что говорить, дескать, ничего не было и появилось вдруг - нельзя. Да, религия и Коран не приветствовали наше искусство. Но потребность человека в игре, страсть к изображению самого себя или какого-то явления были всегда. В байских домах, в медресе пытались организовывать какие-то театральные представления. А когда образовалась труппа "Саяр", к ней потянулись выдающиеся люди своего времени - Габдулла Тукай, Габдулла Кариев, Фатых Амирхан, Кулахметов... Все поняли, что театр - явление, которое синтезирует в себе и литературу, и музыку, и актерские таланты. Но самые значительные успехи произошли, когда пришли такие драматурги, как Галиаскар Камал, Наки Исанбет, Гаяз Исхаки, Рахманкулов. Целая плеяда! А когда появился хороший репертуар, татарские театры стали открываться повсеместно: в Москве, Томске, Ташкенте. Количество их доходит до 24! В те годы создаются шедевры нашей национальной драматургии, которые до сегодняшнего дня остаются одними из лучших. И как следствие, расцветают таланты - такие актеры, как Зайни Султанов, Мутин, Тарханов, Шамильский, Фатыма Ильская и многие другие. Если бы не 37 год! Он лишил наш театр направляющих вожаков - идейного вдохновителя Карима Тинчурина и директора Фатхи Бурнаша, лучших артистов труппы. Обвал... И во время войны уже было не до каких-то больших художественных поисков - выжить бы! Театр начинает колесить по три месяца с гастролями по селам... Вновь собирается только в 1957 году - в Москву на Декаду татарской литературы и искусства. Но после московского триумфа - снова спад.
- Именно в этот период в Камаловский приходите вы. И без преувеличения, начинается новый качественный этап в развитии театра.
- Но это был не только мой приход. В труппу тогда влились выпускники Щепкинской студии - Ренат Тазетдинов, Равиль Шарафеев, Нажиба Ихсанова и многие другие артисты, ставшие потом ведущими. А до этого лет девять-десять не принимали ни одного молодого актера. И 60-летний актер, например, играл молодого Фархада. Театру давно уже требовалась "свежая кровь".
- Вы связываете развитие театра, и актерского мастерства в частности, с состоянием драматургии. В таком случае сегодняшний период для татарского театра можно считать неблагоприятным - насколько я знаю, очень трудно найти хорошую современную пьесу...
- Ни один режиссер не бывает довольным современной драматургией. Я люблю приводить в пример знаменитое письмо Немировича-Данченко, в котором он с болью восклицает: что будем делать?! В драматургии кризис! Это в то время, когда для Московского Художественного театра творили Чехов, Горький, Булгаков... Или взять историю "Казанского полотенца" Карима. Сколько в свое время было критики - мол, примитивная пьеса. Но она настолько искрометна, остроумна, а начнешь копать, настолько глубока, что к ней мы возвращаемся и сегодня... Я думаю, это как горизонт, до которого хочется дойти, но... достичь невозможно. Тем не менее мой давний принцип - в каждом сезоне должно ставиться современное произведение. Театр - это прежде всего производство, как верно заметил тот же Немирович-Данченко. Ждать, когда придет гениальная пьеса - значит остановить это производство. Мы не имеем на это права. Театр в любых условиях должен отвечать на сегодняшние проблемы. |