Зиля Валеева - "Женщины в тени" | Родилась в 1952 году. Журналист. В 1970 -1992 гг. работала в газетах "Вечерняя Казань", "Советская Татария", "Известия Татарстана". Депутат республиканского парламента в 1990 -1999 гг. В 1992 -1995 гг. - первый заместитель председателя ВС РТ. Министр печати РТ (1999-2001), вице-премьер РТ, министр культуры.
Загадка татарского феминизма, алгоритм становления выдающихся личностей и кризис "митингового" сознания... Об этом (и не только) - беседа с вице-премьером РТ. Кстати, она одна из немногих, кто, войдя в большую политику, остался настоящей женщиной - красивой, утонченной, способной к сопереживанию...
- Судя по дореволюционным снимкам, татарки, даже будучи правоверными мусульманками, чувствовали себя достаточно свободно и уверенно. На многих фотографиях они сняты без головных уборов или в маленьких модных шляпках. Наверное, можно даже говорить о феномене татарского феминизма.
- Да, на меня в свое время произвела сильное впечатление одна фотография 1921 года. В Казани проходил один из первых съездов женщин-мусульманок. Удивительно, но в первых рядах - женщины с грудными детьми. А ведь мы - спустя столько десятилетий - до сих пор стесняемся выходить куда-то в общественные места с младенцами, три года, по сути, взаперти сидим. Помню, как-то приехали в Дрезден на международную конференцию и обнаружили, что многие ее немецкие участницы пришли на заседание с детьми. Мои коллеги по делегации удивились, а я им говорю: "Это что - татарки еще в 1921 году с грудничками на руках в работе съездов участвовали!"
- И все-таки факт, что большинство известных, состоявшихся в своем деле татарок - это наши современницы. Начало и середина XX века были куда как менее богаты на выдающихся женщин.
- А может быть, они в силу каких-то причин просто оказались в тени более раскрученных, как сейчас говорят, мужчин? Или были менее вовлечены в общественную жизнь? Но я абсолютно убеждена, что рядом с выдающимся мужчиной всегда есть выдающиеся женщины. Не может состояться выдающийся мужчина, если рядом с ним необразованная, некультурная женщина. Яркий пример - жены Гаспринского: обе активно помогали ему в издании газеты. Да, они мало сверкали в обществе, им мало оказывали внимания, но от этого их роль не стала меньше...
- Помните немецкую формулу женского удела: "Кinder, Кисhе, Кirchе"? Что в нее вы добавили бы как необходимое для татарской женщины?
- Безусловно, образование. Почему я говорю, что это важно? Помните, одно время много рассуждали о том, что женщины поголовно стали работать, дети растут в детсадах и школах, мы теряем подрастающее поколение, семьи распадаются? Оказывается, проблема не в этом. Теорию опровергла практика.
В истории нашей республики было время, когда женщинам пришлось вернуться в семьи. Не по своей, правда, воле - сгорел завод двигателей на КАМАЗе, не стало работы, и женщины расселись по домам. По-своему, казалось бы, благоприятная ситуация - по крайней мере для детей. Работницы КАМАЗа, оставшиеся дома, в первые же годы позабирали детишек из садиков и яслей домой. А потом выяснилось: с каждым годом в Набережных Челнах ухудшается качество подготовки ребят к первому классу, чуть до критической ситуации дело не дошло. Из садика ребятки приходили подготовленнее, чем из дома! О чем это говорит? О том, что дома нужны не просто сидение и кормление, а еще и развитие ребенка. И необразованные женщины не могли заниматься с детьми так, как надо. То есть они механически приглядывали за малышами, но в качестве развития дети потеряли. Поэтому очень важно образованиеженщины. Недаром в Сирии и в некоторых других исламских странах, например, на филфак и гуманитарные факультеты университетов принимают неограниченное количество студентов - правда, трудоустройства им никто не гарантирует, в отличие, скажем, от факультетов экономики или физики, где есть строго регламентированные квоты приема и гарантированное распределение. Расчет тут на то, что на гуманитарные факультеты придут девушки, и давая образование им, страна вкладывает в будущее. Ведь образованная женщина - это образованное, культурное будущее поколение. Для татар это тоже всегда было очень важным.
-...Зиля Рахимьяновна, а в чем, по-вашему, состоят отличительные особенности традиционной татарской семьи? И что сейчас с ней происходит?
- Мне кажется, все хорошие татарские семьи - это семьи, в которых придерживаются традиций. Прежде всего традиции уважения к старшим. Это семьи, где существует традиционная иерархия и слово главы семьи очень весомо. |