24.06.05Не допустим "Берлинской стены" |
Открывая официальную часть форума, глава республики Минтимер Шаймиев поблагодарил организаторов за содействие в проведении мероприятия, имеющего международное значение.
Обращаясь к участникам форума, Президент республики отметил, что не случайно именно в Казани во второй раз собираются столь авторитетные люди, занимающиеся изучением вопросов развития Ислама и мусульманской культуры.
«Татарстан и Россия имеют богатейшую историю исламских традиций. Как известно, Ислам был принят в качестве государственной религии в Булгарах, недалеко от Казани в мае 922 года. Но к тому времени он уже был доминирующей религией в Среднем Поволжье. А на Северном Кавказе Ислам появился еще раньше вместе с походами арабов. Таким образом, Ислам - органическая часть истории российской государственности, как и православие, которое в Киеве было принято в 988 году. При объяснении и изложении истории следует иметь в виду эти два цивилизационных истока, эти две базовые составляющие нашей страны: Ислам и православие, внесшие свой весомый вклад в становление российской государственности.
В средние века исламская цивилизация была непревзойденной. В то время Европа училась у мусульманских ученых и философов, а потому приобщение татар к этой цивилизации дало толчок быстрому развитию экономики, культуры, науки и образования. С тех пор Татарстан стал самым северным форпостом исламского мира», - отметил Минтимер Шаймиев. Он также подчеркнул, что особенности ислама у татар определялись историческими обстоятельствами. «Предки татар приняли ислам добровольно, что определило его мирный характер в последующие века. Существуют самые фантастические представления о татаро-монголах, их называют варварами, дикими кочевниками. Но вот, что любопытно. В «Великой Ясе» (Кодексе законов) Чингизхана все религии признавались равными, и религиозные учреждения освобождались от налогов. Не случайно именно на период Золотой Орды приходится расцвет православных монастырей. Религиозная терпимость, несмотря на сложную историю, во все века была неотъемлемым элементом татарской культуры», - сказал Президент РТ Минтимер Шаймиев.
Глава республики отметил, что огромное значение для развития Ислама в Волго-Уральском регионе имело реформаторское движение, получившее название джадидизма.
«Двести лет назад в лице Курсави и Марджани возникла оригинальная богословская мысль, которая была продолжена блестящей плеядой в лице Зыя Камали, братьев Буби, Галимджана Баруди, Мусы Бигиева, Ризаэтдина Фахретдинова и других. Они были одновременно и просветителями и издателями газет и журналов, организаторами лучших медресе. Поражает размах религиозной печати и литературы, сеть передовых медресе, которые появились благодаря их усилиям. У них есть чему учиться нашим имамам. Нельзя не отметить и выдающийся вклад татарских бизнесменов, содержавших систему образования. Они добились того, что к началу ХХ века среди татар была практически поголовная грамотность. Это был поистине подвиг наших предпринимателей и организаторов системы образования. Заслуга джадидизма заключается в том, что он во главу угла поставил знания, образование, науки, открытость к иным культурам, религиозную терпимость, раскрепостил женщин, дал молодежи не только мораль, но и передовые знания, которые сделали их конкурентоспособными. Не случайно вся передовая интеллигенция, писатели, известные политические деятели, лучшие предприниматели вышли из джадидских медресе. Российский исламский университет, а также медресе республики призваны продолжить эти замечательные традиции», - сказал Минтимер Шаймиев. |