10.06.05Наш дисколет самый инновационный! |
Сегодня в Казани открылась Первая окружная венчурная ярмарка. В ее работе приняли участие инновационные компании, представители российских и зарубежных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Цель разработчиков - найти партнеров по производству, сбыту и инвестициям. Цель инвесторов - найти разработки, наиболее выгодные с точки зрения вложения.
Символическую красную ленточку на торжественном открытии ярмарки перерезали Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и Полномочный представитель президента России в Поволжском федеральном округе Сергей Кириенко, который в своем приветственном слове выразил благодарность правительству и президенту республики Татарстан за традиционное гостеприимство. Он заметил: "Ваша республика показывает пример инновационного подхода в развитии экономики. Именно здесь президент Шаймиев провозгласил программу "Жизнь после нефти". Я абсолютно убежден, что в рамках задачи, поставленной президентом Российской федерации у нас нет альтернативы, мы можем обсуждать пути и методы создания условий для развития инновационной экономики, но у нас нет другого пути. Нормальное развитие экономики России возможно только при серьезном инновационном прорыве. Чего я, собственно, всем участникам и желаю!"
Походив по первой венчурной (еще очень незнакомое нам слово) ярмарке, я обнаружил, что большинству наших разработчиков есть что показать только на бумаге - макетов и моделей на стендах крайне мало. На фоне подобного "безрыбья" выделялся макет аппарата с непривычно круглым для самолета крылом, расположенным над кабиной – так называемый дисколет. Пожалуй, он вызвал наиболее бурную реакцию у VIP-гостей. Кириенко даже попросил пресс-релиз новой разработки.
Что же такое дисколет? Это, по сути, гибрид самолета и вертолета. От своих "прародителей" он взял самое лучшее: от вертолета – возможность вертикального взлета и посадки, от самолета – скорость, грузоподъемность и экономичность. Естественно, за более детальной консультацией я обратился к разработчику диковинного летающего аппарата. На мои вопросы ответил академик Академии авторов научных открытий, заведующий кафедрой строительной механики КГТУ (КАИ) Владимир Павлов.
- Владимир Александрович, я вижу, высокие гости заинтересовались вашей разработкой? - Они не первый раз знакомятся с дисколетом. У нас была выставка в новом здании КАИ, Миниханов видел нашу летающую модель.
- В чем изюминка этой машины? - Весь мир долго пытается совместить преимущества вертолета и самолета. Например, вертикальные влетающие Харриеры, которые садятся на реактивных струях – это сложно, опасно и дорого. В конструкции дисколета заложены два принципа, которые дают дешевизну. Ведь вертолет тратит топлива больше самолета раз в шесть, а здесь взлет осуществляется за счет лопастей на крыле. Потом они вдвигаются в круглое крыло, и мы имеем почти самолетный расход топлива. Хотя он и не такой, как у больших лайнеров, здесь, по сути, крыло истребителя. Теоретически на таких крыльях можно летать и на сверхзвуковых скоростях.
- И при всем при этом он не требует длинных взлетно-посадочных полос… - Совершенно верно. По сравнению с обычными самолетами дисколет имеет дополнительные средства спасения. Садясь в самолет, вы, по сути, вступаете на «Титаник» без шлюпок. А на дисколете в случае внештатной ситуации всегда можно выпустить лопасти и сесть практически на любую площадку.
- А что это за деревянная модель? - На ней мы отрабатываем аэродинамику крыла дисколета. Сейчас мы уже делаем беспилотный летающий аппарат. Но пока сталкиваемся со сложностями в финансовом плане. Правда, Фурсенко нам дал на этот год 4 миллиона рублей, и мы несколько ожили. В свое время Миниханов выделил на разработку средства. Я им благодарен за это.
- Я так понял из информации на стенде, что вашей компании для полной реализации программы нужно 5 миллионов долларов? - Речь вот о чем. Чтобы просто летать, показывать аппарат, нам нужно примерно 25 миллионов рублей. Но чтобы произвести полный комплекс испытаний, необходимо увеличить эту сумму примерно в пять раз. Особенно если прорабатывать и военное применение машины.
- Оно возможно? - Конечно, с помощью управляемого или беспилотного дисколета можно наводить ракеты и огонь артиллерии. Американцы, например, победили Ирак в том числе за счет беспилотных аппаратов. А применений дисколету можно найти много, он может быть мишенью для испытания ракет. Можно привести массу примеров. Только что к нам подошел представитель нефтяной компании. У них трубопровод длиной 800 километров, и есть интерес в его полном мониторинге. На базе беспилотного дисколета можно было бы летать над трубопроводом и передавать сигнал оператору или на дистанционный компьютер.
- В перспективе на базе наших казанских заводов мы можем наладить выпуск дисколетов? - Может быть, в этом и сила данного проекта, что в нашем регионе есть все необходимые мощности. Беспилотный аппаратик мы сделаем и сами в КАИ, а чтобы создать полноценный пассажирский вариант дисколета, нужно объединить производственные мощности самолетного и вертолетного заводов.
От себя могу лишь пожелать разработчикам дисколета всевозможных удач! И надеюсь, что у проекта большое будущее. Действительно, а вдруг Казань останется в памяти потомков как родина подобного типа аппаратов?
|