06.06.05Камаловцы сорвали банк | Альбина АБСАЛЯМОВА
Яблоку негде было упасть вчера на церемонии закрытия фестиваля. Участники фестиваля – представители десятка различных тюркских народностей и благодарная публика с нетерпением ждали оглашения итогов фестиваля.
Каждое объявление номинации сопровождалось концертным номером – и каждый из этих номеров был маленьким шедевром. Тувинское горловое пение, игра на башкирском курае, поэма тюркского поэта восьмого века (какого именно, сказано не было) в исполнении актера Хакасского театра, речитатив алтайского исполнителя на тему самоопределения его родного народа, и многое другое – все это погружало зрителя в почти неизвестный ему мир.
Многие зрители перешептывались: «Вот было бы здорово съездить туда, посмотреть на эти края повнимательнее, вглядеться, вжиться…» Вжиться, хоть ненадолго, в мир братских тюркских народов, в течение всей прошлой недели помогали конкурсные спектакли, демонстрируемые сразу на четырех площадках города. К сожалению, даже при всем желании посмотреть их все никому не удалось. Но расстраиваться на стоит – как заверили зрителя в день закрытия фестиваля работники камаловского театра, с большинство коллег была достигрута договоренность об их возможных гастролях в Казани. Так что вполне возможно, что уже в ближайшее время нам снова удастся встретиться с полюбившимися актерами.
Что же касается лауреатов, по наибольшее количество «мельхиоровых статуэток с глубоким посеребрением» в виде птицы Хоррият досталось Татарскому Государственному Академическому театру драмы имени Галиаскара Камала. Спектакль «Черная бурка» («Лента тысячелетия» писала о нем 2 июня) снискал не только восторг зрителя, но и восторг членов жюри. В результате пьеса, задуманная Марселем Салимжановым и поставленная Фаридом Бикчантаевым, была признанным лучшим спектаклем фестиваля. Бикчантаев также получил приз за лучшую режиссуру, а главный художник театра Сергей Скоморохов – приз за лучшую сценографию. Юный актер Искандер Хайруллин (исполнитель роли пса Тузара) стал обладателем статуэтки за лучшую мужскую роль, а народный артист Татарстана и России Ринат Тазетдинов – за вклад в искусство. В номинации за вклад в развитие фестиваля был отмечен директор камаловского театра Шамиль Зиннуров (он же – директор фестиваля «Науруз»).
Приз за лучшую женскую роль достался исполнительнице роли Бернарды в спектакле «Дом Бернарды Альбы» Вере Кузьминой, актрисе Чувашского государственного театра драмы. Не остались без поощрения и представители других театров – каждый из них получил поощрительный приз.
Не обошлось и без курьеза – главный редактор журнала «Театральная жизнь» г-н Пивоваров учредил собственный приз «за нелепость», призванный отметить самую нелепую сценографию. Как отметил г-н Пивоваров, сценография спектакля уфимского театра «Три сестры. Годы спустя» была мало того, что просто смешна, но еще и содрана со спектакля польских и литовских коллег (ответственные за сценографию в Уфе были также поляки и литовцы, только другие). Поразил главреда и топор в руках чеховской героини, которым она беззастенчиво рубила книги…
В завершении работы фестиваля зрителей ждал сюрприз – на сцене появился Альберт Асадуллин, исполнивший несколько прекрасных песен.
Грустно было расставаться участникам фестиваля, но, будем надеяться, они еще не раз встретятся на гостеприимной казанской земле, а мы еще не раз насладимся интересными и самобытными постановками.
|