Кот казанский |
Но что мешает принять версию о сатире на Петра? Основные контрдоводы: на потрете схожесть наблюдается только в выпученных глазах и в усах. Главное - глаза, глаза действительно петровские. Но портрет не самостоятельный, он - производная от картины "Как мыши кота погребают". Да, скорее всего, он выполнен как сатира на Петра I. Но что мешало лубочному мастеру добавить в текст, что у кота думки амстердамские, или добавить что-то о противостоянии с раскольниками? На лубке этого нет. У Ровинского есть аргумент, что кота хоронят на шестопятый день, а Петр умер в четверг с пятого на шестое января. Но по старому календарю Петр умер 28 января. Таким образом, и этот аргумент снимается. Да и вообще, некоторые произведения русского фольклора заканчиваются тем, что написаны они в шестопятое число. Это как бы трафарет, отсутствие числа как такового, типа 31-го июня – дня, которого нет.
Поговорим об истоках лубков про кота казанского. В индийских лубках есть кот Видало. В сюжете с Видало мыши побеждают кота и хоронят его. Не исключено, что подобные лубки через Персию попадали по волжскому пути на Русь. В Европе можно отметить "Кота в сапогах" Шарля Перо. Этот герой сказки, чтобы поймать мышей притворяется мертвым. У Лафонтена есть басня "Кот и старая крыса", в ней кот притворяется мертвым и ловит крыс (он висит на лапке и изображается повешенным). Кстати, на лубке с Лениным вождь мирового пролетариата также изображен висящим.
По моему мнению, лубочный мастер изображает в коте татарского царя. Причем слова казанский, астраханский, сибирский в тексте – это, по сути, перечисление царств. Первые лубки создаются в конце 16 века, все татарские царства к тому времени уже завоеваны. И над побежденным противником можно посмеяться. Но здесь ирония распространяется не только на кота, но и на мышей. Русский не может без татарина, и татарин не может без русского – такой вывод можно сделать, если посмотреть на картину, где изображен дует волынщика Вавилы и зурнача Чурилы – два музыканта играют вместе».
Когда в конференции историков наступил перерыв на обед, я побеседовал с Сагитом Фаизовом. Как два любителя кошек мы быстро нашли общий язык.
- Сагит Фяритович, как вы вышли на столь необычную тему, как кот казанский?
- Толчком в моих нынешних размышлениях над котом казанским было посещение музея города Владимира. Там, когда я вчитался в тексты и внимательно изучил изображения, я подумал: кого же хоронят мыши? Тогда я ответил: наверное, меня. Но позже ответ стал другим. Ведь мыши везут живого кота, он связан, но он жив. Мыши только изображают похороны, но хоронить кота не собираются. Об этом свидетельствует вся аура лубка, он веселый, добрый.
- Я так понял, что вы не согласны с версией, что лубок "Кот казанский" – это сатира на Петра?
- Да, есть такая версия – дескать, раскольники, недовольные Петром, так изобразили царя, которого погребают. Но ведь кота не погребают! На лубке, по сути, изображен яркий карнавал с котом, а не мрачные похороны – подобная веселость совсем не свойственна раскольникам. Между царем и раскольниками был серьезный разлад, обе стороны были ожесточены. Но лубок делал мастер, который пытался осмыслить проблему татарина в русской духовно жизни. Стоит ли хоронить татарина или стоит с ним пожить? Он спрашивает: похоронен ли татарин? И отвечает: нет, он жив! Русскому и татарину надо жить вместе, как двум музыкантам на лубке. Два музыканта - незнающий лад татарин и знающий лад русский - играют вместе. |