26.05.05Кот казанский | Сергей СЕМЕРКИН
Казанский кот – это не только всем нам привычные Барскики и Мурки, породистые и не очень представители мира кошачьих, это еще и самый популярный герой лубка 17-19 веков в России. Об этом, кстати, и в учебнике по истории написано. Но последний звонок отгремел, и даже у школьников этого "года выпуска" параграфы выветриваются из головы со страшной силой. А уж я – почти тридцатилетний - и вовсе бы не вспомнил о лубке, если бы не конференция историков "Казань в средние века", которая завершилась вчера. Во второй день конференции самую бурную реакцию вызвал доклад "Кот казанский" кандидата исторических наук Сагита Фаизова из Москвы.
Познакомимся поближе с лубком – вещью для современного человека гораздо менее привычной, чем сотовой телефон и ноутбук. Самые известные лубки: "Как мыши кота хоронили" и "Кот казанский". На последнем мы видим потрет кота с выпученными глазами, снабженный надписью: "Кот казанской, а ум астраханской, с уса терской. Славно жил, сладко ел, сладко … (тут изящной шрифтом завуалировано сальное словцо)". По одной из версий, этот лубок, пародировал внешний облик царя Петра I с характерными усами и выпученными глазами, и его пышный титул Императора всея Руси.
"Как мыши кота хоронили" – своеобразный "комикс" или "телесериал". Картинок и подписей - на несколько страниц (этот вариант выставлен в Русском музее). В заголовке слоган: "кот казанской, а ум - астраханской... умер в сером месяцу в шестопятое число". Далее множество уморительных шуточных картинок, на которых каждая из мышек-участниц похорон (их количество достигало порой шестидесяти шести!) подписана небольшим шуточным текстом.
Вот что сказал в своем докладе сам Сагит Фаизов:
«Когда говоришь, что занимаешься котом казанским, у слушателей обычно возникает улыбка на лице. Долгое время кот казанский был в забвении. Его изображения редки в пластах культуры 20 века. Хотя один из примеров стилизации этого образа известен. В образе кота казанского выводили Ленина, который изображен в виде кота, а "мыши-меньшевики" пытаются его хоронить. Далее "кот-Ленин" просыпается и съедает меньшевиков. По видимому, подобные агитки были сделаны в 1917-1918 годах.
Обратимся к лубкам конца 16 века. Основных сюжетов два: "Кот казанский" и "Как мыши кота погребают". Второй лубок более ранний, на нем основной персонаж - кот казанский, он вполне узнаваем. Самые разные мыши (в основном рязанские) тащат санки с котом на кладбище, другая группа мышей везет телегу с пивом, две мышки играют на музыкальных инструментах, а мышь Емелька несет лопату. В общем, перед нами то ли похороны, то ли карнавал, но скорее - карнавал. Ведь кот живой, он спит, и только претворяется мертвым. То есть, "мыши-рязанцы" хоронят "кота-татарина". Похороны очень веселые, все поют, везут пиво. Если мы учтем, что это русский лубок, сделанный русским мастером, то возникает вопрос: о чем же это он? Ранее превалировала версия, что это сатира на Петра I. Выдвинута она была известным знатоком фольклора, большим коллекционером старых русских лубочных изображений Дмитрием Ровинским. Во второй половине 19 века он неоднократно писал об этом лубке и отмечал, что это самый популярный сюжет. Лубки с котом казанским успешно продавались в 17-19 веках, вплоть до начала 20 века.
Но что мешает принять версию о сатире на Петра? Основные контрдоводы: на потрете схожесть наблюдается только в выпученных глазах и в усах. Главное - глаза, глаза действительно петровские. Но портрет не самостоятельный, он - производная от картины "Как мыши кота погребают". Да, скорее всего, он выполнен как сатира на Петра I. Но что мешало лубочному мастеру добавить в текст, что у кота думки амстердамские, или добавить что-то о противостоянии с раскольниками? На лубке этого нет. У Ровинского есть аргумент, что кота хоронят на шестопятый день, а Петр умер в четверг с пятого на шестое января. Но по старому календарю Петр умер 28 января. Таким образом, и этот аргумент снимается. Да и вообще, некоторые произведения русского фольклора заканчиваются тем, что написаны они в шестопятое число. Это как бы трафарет, отсутствие числа как такового, типа 31-го июня – дня, которого нет. |