18.05.05Как Знамя съело человека |
Выбор места съемок Разбежкина объяснила так – во-первых, многие чуваши до сих пор по сути своей язычники, что для режиссера было очень важным. Во-вторых, в Чувашии очень красивая, пластичная природа, много оврагов, снимать которые – одно удовольствие. В фильме вообще не использовались декорации – все съемки были произведены с натуры. Дом, в котором разворачиваются события, тоже был найден в одной из деревень – с конца 50-х годов прошлого века стоял он заколоченным на краю деревни. Вся обстановка с тех времен в нем сохранилась – вплоть до выцветших фотографий…
Кстати, костюмы и героев, и массовки – тоже настоящие, из бабушкиных сундуков. Разбежкина специально попросила участников процесса достать самые старые одежды – в итоге они выглядели как новенькие, так как чуваши шьют одежду из хлопка, имеющего свойство с каждой стиркой становиться еще белее, чем раньше.
Удивительна история появления идеи фильма. Как поделилась со зрителями сама Марина, много лет назад ей довелось оказаться в казанской больнице. Вместе с ней в палате лежало семеро бабушек. Находиться на больничной койке было скучно, и будущий режиссер попросила соседок поделиться историями своих жизней. Каждая садилась на стульчик в середине палаты, и рассказывала. Шесть историй не показались Разбежкиной интересной, и только одна, последняя, запала в душу. В ней-то баба Тося и рассказала, как берегла заветное знамя, а злодейки-мыши каждую ночь прогрызали в нем все новые и новые дыры…Бабу Тосю прозвали в больнице «капустной бабушкой» - уж больно верила она в силу капустного листа, то и дело заворачивалась в него, спасаясь от хворей.
Один из западных журналистов охарактеризовал фильм «триллером, в котором знамя сожрало человека». Разбежкина с этим согласна. Но не согласна с оценкой многих – мол, поздно взялась за осуждение советского строя. Режиссер этот тезис опровергает – она и не бралась за фильм о советском строе, она снимала фильм о трагедии отдельно взятого человека и его семьи. Которая, кстати, могла произойти в любую, в том числе и в нашу, эпоху.
|