С. ХАЛИУЛЛИНА, главный хранитель фондов ГОМ РТ, заслуженный работник культуры Татарстана
Татарское ювелирное искусство, достигшее наивысшего расцвета к середине XIX века, имеет древние истоки. В его основе — традиции Волжской Булгарии, где ювелиры были большими мастерами. Эта преемственность прослеживается и в выборе основного материала - серебра, и в технике исполнения, и в орнаменте, формах украшений.
Особенно интересны женские украшения, лучшие образцы которых привлекают самобытностью и подлинной художественностью. Вместе они составляют единый стилевой ансамбль. Условно их можно разделить на головные, шейно-нагрудные и наручные.
Головная повязка («баш хаситесе») — это металлическая цепочка из звеньев в виде листьев с прикреплёнными к ней бляхами, изящно ниспадавшими на лоб женщины.
Издавна были широко распространены серёжки, самые разные. Это и известные ещё у булгар серьги в форме знака вопроса, и варианты кольцевых сережек, особенно в форме лунницы, и серьги, состоящие из двух-трёх вертикально соединённых частей, к которым прикреплялись подвески.
Чаще всего татарские женщины носили серьги из двух сканых блях: малой и крупной грушевидной форм, обычно с подвесками. Крупные экземпляры нередко употреблялись как височные украшения («сырга»), прикреплявшиеся к головным уборам.
Уникальное золотое височное кольцо ХI-ХIII вв. в виде утицы, с подвесками из золотых желудей - гордость музея.
Косы украшали очень разнообразно. По количеству и характеру соединения блях между собой в одном накоснике выделяются «чулпы», в них от одной бляхи до девяти. Массивные чулпы, соединённые в два или три ряда «коромыслицем», прикреплялись сразу к обеим косам. Носили и чулпы из монет в сочетании с самоцветами.
Среди шейно-нагрудных украшений татарок особенно красочна «яка чылбыры» - воротниковая цепочка, состоящая из застёжки-пряжки с подвесками.
Татарские мастера изготовляли брошки и брошки-булавки, брошки-заколки.
Грудь женщины украшали изделия и на матерчатой основе, которые нередко орнаментировались ювелирными поделками. Одним из наиболее оригинальных украшений такого типа является перевязь - хасите.
На руках у татарских женщин всегда были браслеты - обязательная принадлежность их костюма. Браслеты делались сплошными и составными. Сплошные изготовлялись из пластин, узких или широких. Среди составных браслетов особенно интересны ажурные, из двух или более фрагментов, часто украшенные самоцветами. Браслеты носили попарно, по одному на каждой руке: считалось, что это помогает сохранить добрые отношения между супругами.
Татары носили очень много перстней, среди них выделяются три типа: в основе со щитком, с самоцветом и розеткой из самоцветов или крупной зерни.
В прошлом и нынешнем веках в качестве ювелирных украшений достаточно ярко выступают у татар застёжки — «каптырма».
Татарские мастера владели всеми видами ювелирной техники, от литья до филиграни. Для большинства населения украшения изготавливались из низкопробного серебра, для высших слоев — из металла высокой пробы. Серебро часто золотили. Казань была единственным городом Поволжья, где было развито искусство скани, а бугорчатая скань - высшее достижение ювелирной техники татарских умельцев.
Прекрасные музейные коллекции творений татарских ювелиров сложились преимущественно в начале века: основная их часть поступила от брата А.Ф. Лихачёва — И.О. Лихачёва, а в 20-е годы много изделий было приобретено и передано в музей Л.О. Сиклером, Н.И. Воробьёвым, А.А. Штукенбергом. В собрании музея — более трёх тысяч замечательных образцов ювелирного искусства татарских мастеров, которые помогают возрождать древние традиции. |